«Синий чулок»: как Хирацука Райтё основала первый феминистский журнал в Японии
Журналистка Хирацука Райтё родилась в эпоху Мэйдзи, когда Япония взяла курс на модернизацию, но все равно опередила свое время: она получила высшее образование, издавала феминистский журнал и требовала для женщин равных прав с мужчинами
Будущая пионерка японского феминизма Хару Хирацука (Райтё — псевдоним, под которым она начала печататься в 1910-е годы) родилась 10 февраля 1886 года в Токио. Ее отец Сададзиро, выходец из самурайской семьи, служил в Счетной палате Японии, мать Цуя была танцовщицей и исполнительницей народной музыки.
Хару появилась на свет в разгар эпохи Мэйдзи — так назывался период с 1868-го по 1912 год, когда японская власть взяла курс на модернизацию. Из изолированного государства Япония стремилась стать передовой страной, перенимая ранее недоступные достижения США и Европы. Сададзиро Хирацука, получивший дополнительное образование за рубежом, поддерживал вестернизацию и вместе с семьей вел соответствующий образ жизни. Цуя носила западную одежду вместо кимоно и наряжала дочерей — Хару и ее старшую сестру Таку — в платья, привезенные мужем из заграничных поездок. В воспитании детей помогала няня, а за порядком в доме следили две горничные.
Детство Хару было счастливым, но из-за волевого характера она нередко спорила с отцом. Передовые взгляды уживались в Сададзиро с классической конфуцианской моралью, согласно которой женщина должна во всем подчиняться мужчине. После свадьбы он не позволил жене заниматься искусством и часто запрещал что-то Хару, исходя из того, что она девочка. Хирацука хорошо запомнила, как однажды попросила у отца разрешения подняться на гору Фудзи и услышала в ответ: «Нонсенс, это место не для женщин и детей».
Школьный бунт и поступление в Японский женский университет
В эпоху Мэйдзи перед государством стояла задача воспитать из каждой маленькой японки «хорошую жену и мудрую мать» — традиционный женский идеал для стран Восточной Азии. Решение задачи возложили на средние школы для девочек, где учениц готовили к удачному замужеству и судьбе домохозяек.
Образцом женской образовательной идеологии считалась школа Очаномизу, куда в 1898 году поступила Хару Хирацука. Она вспоминала, что в школе царила авторитарная атмосфера: учителя давали формальное образование и не поощряли чтение книг, которые не входили в официальную программу. Вместе с подругами Хирацука прогуливала уроки — особенно занятия по нравственному воспитанию, — а в свободное время много читала.
В выпускном классе она познакомилась с книгами японского педагога Джинзо Нарусэ, чьи труды стали для Хару важным открытием. Нарусэ выступал против официальной позиции властей, считавших высшее образование необязательным для японок, призывал общество заметить женщин и в 1901 году основал Японский женский университет. Именно туда в 1903 году решила поступить Хару, чтобы изучать английскую литературу.
Разрешение на учебу она получила с трудом. Ее отец считал, что образование «делает девушек несчастными», но под напором жены сдался и позволил дочери поступить в университет при одном условии: вместо английской литературы Хару должна была изучать домоводство.
Во время своих лекций Джинзо Нарусэ часто задавал студенткам вопросы о Боге и смысле человеческой жизни. В поисках ответов Хару изучала книги по философии и религии, но главным откровением для нее стал дзэн-буддизм. На протяжении шести месяцев она ежедневно практиковала медитацию, в процессе которой, как вспоминала позднее, нашла ответы на свои вопросы.