Шестое ключевое чувство
ЦБ на первом в 2020 году заседании в шестой раз подряд снизил ключевую ставку — до 6%. Она может опуститься еще на фоне прогнозов исторически низкой инфляции в 2%. Неопределенность действиям ЦБ добавляет и ситуация с коронавирусом

Совет директоров Банка России на заседании в пятницу, 7 февраля, в шестой раз подряд снизил ключевую ставку — на 0,25 процентного пункта, до 6% годовых, говорится в сообщении регулятора. Такого исхода накануне заседания ждали 22 из 34 аналитиков, опрошенных Bloomberg, остальные 12 прогнозировали паузу в снижении.
Главным аргументом в пользу снижения ставки было замедление инфляции. Месячный рост цен в январе составил 0,4%, а с коррекцией на сезонность был практически нулевым, годовой замедлился до 2,4 с 3% в декабре. Хотя ЦБ начал снижать ставку более полугода назад и к январю опустил ее в общей сложности на 1,5 п.п., цены до сих пор на это заметно не отреагировали, обращали внимание экономисты «ВТБ Капитала»: годовой рост цен не приближается к целевому для ЦБ уровню 4%, а все больше отдаляется от него и по итогам 2020 года может оказаться ниже прогнозируемых 3,5–4%.
Что происходит с инфляцией
Инфляция действительно замедляется быстрее, чем прогнозировалось, признает ЦБ. В первом квартале годовой рост цен, по оценке регулятора, составит около 2%, заявила на пресс-конференции председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. До 2% в годовом выражении инфляция в истории России еще не опускалась — минимум был зафиксирован в начале 2018 года (2,2%).
Тем не менее прогноз по росту цен на конец 2020 года ЦБ не меняет и ждет, что он составит 3,5–4%. Годовая инфляция в январе снизилась как за счет прекращения действия эффекта от повышения НДС (с 18 до 20% в начале 2019 года), так и за счет умеренного темпа роста цен в начале года, поясняет регулятор (цены на продовольствие растут медленно из-за увеличения предложения отдельных товаров). Произошедшее в 2019 году укрепление рубля вместе с замедлением инфляции в странах — торговых партнерах России ограничивает рост импортных цен и сдерживает спрос, в том числе внешний, перечисляет ЦБ. Ценовые ожидания населения и предприятий при этом остаются стабильными.
Слабая месячная инфляция в январе стала сюрпризом для ЦБ, считает главный экономист Нордеа Банка Татьяна Евдокимова: в декабре регулятор сообщал, что будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ставки в первом полугодии, теперь же «допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях». Важно, что инфляция замедлилась в основном из-за слабого роста цен на непродовольственные товары, который оказался самым низким за январь с 2010 года, обращает внимание главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: значит, несмотря на ускорение роста ВВП с 0,7% в годовом выражении в первом полугодии 2019 года до 1,8% во втором и восстановление роста потребления с 2,2 до 2,4% соответственно, конечный спрос недостаточно силен и может способствовать сохранению слабой инфляции в непродовольственном сегменте в ближайшие месяцы.