Серебряная ложка. Какие ошибки допускают современные родители
Дети, выросшие в благополучных семьях, оказываются совершенно не готовы к жизни
В России выросло первое, после более чем столетнего перерыва, поколение детей из богатых семей, и родители обескуражены. Они не понимают, почему колоссальные возможности, которые они предоставляют своим детям, не только не приносят ожидаемых результатов, но и имеют обратный эффект.
Родителям кажется, что ситуация с их ребенком особая, уникальная, но на самом деле проблемы, с которыми они сталкиваются, отнюдь не новы — на Западе о них говорят давно, и они хорошо изучены. На эту тему проведено множество исследований, написаны книги. Существует даже «говорящий» термин, который из научной литературы быстро перекочевал в прессу — «синдром серебряной ложки».
Дети с «синдромом серебряной ложки» пассивны, ничего не хотят, у них нет никаких устойчивых желаний, кроме материальных, они не способны ставить серьезные цели и достигать их, не в силах вынести даже малейшего разочарования, совершенно не приспособлены к жизни, в постоянной погоне за удовольствиями — а это алкоголь, наркотики, гонки на автомобилях. Они не интересуются «семейным делом», неблагодарны, холодны, безразличны, склонны к асоциальному поведению, депрессиям.
Чтобы вырастить «неиспорченного» ребенка, надо, прежде всего, понять, что его портит, чтобы воздействовать на причины, а не на симптомы и следствия.
Что мы делаем не так?
Ни в чем не ограничиваем. Мы готовы давать ребенку все и сразу, что бы он ни попросил. Мы ни в чем ему не отказываем — он не знает слов «нет, не могу, в следующий раз», а тем более «нам это не по карману». Мы не только удовлетворяем все его желания, а стараемся предугадывать их: ребенку не надо мечтать о сказочных «джинах из кувшинов» — он не успевает озвучить свое желание, как оно уже исполняется. А зачастую мы покупаем и побольше, и подороже — раз финансы позволяют.
Что в результате? Дети, которые привыкают получать все, что хотят, причем без всяких отсрочек, не знают, что такое фрустрация, они не умеют ждать и терпеть, вынашивать мечту, ставить цели, планировать, прилагать усилия для достижения желаемого, ценить достигнутое. В конце концов наступает пресыщение — дети вообще перестают чего-либо хотеть. Отсюда скука, безразличие, депрессия.