Секреты лыжной палки: что скрыто под внешней простотой
Трудно придумать что-либо более простое, чем лыжные палки. Но под этой внешней простотой скрыто множество высоких технологий.
Ничто так не радует опытного и не огорчает начинающего лыжника, как само наличие палок. Несмотря на то, что в наши дни встречаются горнолыжники, которые принципиально катаются без палок, в жизни любого катальщика бывает много ситуаций, когда их лучше иметь, чем не иметь. Например, при движении по пологим участкам, при подъеме в гору, при маневрировании около подъемника они выполняют роль «толкалок». Палки задают первый импульс для начала поворота, определяют ритм катания и, если нужно, работают как дополнительные опоры. На высокой скорости и при плохой видимости палки выступают в роли скользящих опор и помогают точнее оценить обстановку и удержать равновесие. В сложных ситуациях даже легкое касание снега придает лыжнику дополнительную уверенность в себе. В этом случае палки играют роль чувствительных датчиков.
История палок
В древние века лыжники перемещались с одной палкой. Палка или рогатина была универсальным инструментом — опора при пешей ходьбе, тормоз при спуске и оружие в случае нападения. Сто с лишним лет назад «лыжебежцы» решили, что с двумя палками передвигаться удобнее. В то время палки делали из подручной древесины, затем — из экзотического бамбука.
В 1937 году австрийский горнолыжник Отто Ланг, измученный постоянно расслаивавшимися бамбуковыми палками, уговорил американскую фирму, производившую клюшки для гольфа, сделать стальные стержни. Для того времени это был очень прогрессивный шаг, но развернуться на полную мощность помешала Вторая мировая война. Однако уже к 1950 году стальные палки стали горнолыжным стандартом.
В 1957-м американец Эд Скотт начал использовать алюминиевые трубки, которые со временем вытеснили и традиционный бамбук, и прочную, но тяжелую сталь. С этого революционного момента на смену «стальному веку» пришел «алюминиевый», а Скотт заслужил звание «отца алюминиевых палок».
Долгое время космическому металлу не было конкурентов. В 1989 году небольшая американская фирма Goode успешно внедрила углепластиковые горнолыжные палки в серийное производство, категорически заявив, что «дни алюминиевых палок сочтены». В этом есть логика. Благодаря массовому производству углепластик дешевеет, и композитные палки становятся все доступнее. Однако металл не сдается: подавляющее большинство современных горнолыжных палок делают из алюминиевых сплавов.
Авиапалки
В 1970-х годах крупное советское авиационно-космическое предприятие — завод имени Хруничева — в рамках программы гражданской продукции начало выпускать горнолыжные палки. Выбрали алюминиевые трубки нужного диаметра, наладили производство стальных наконечников, резиновых ручек, кожаных ремней и даже пластиковых колец. Палки раскупали, и все были довольны.
Но через несколько лет от авиаконструкторов стали требовать чего-нибудь новенького. К тому времени за границей уже появились конические палки с центром тяжести, смещенным ближе к ручке, что не только снижало общую массу, но и облегчало управление палкой. Этого эффекта добивались за счет того, что внешний диаметр трубки в нижней трети палки плавно уменьшали, сохраняя постоянную толщину стенки трубки по всей длине. Поскольку в нижней части трубки материала становилось меньше, центр тяжести смещался вверх (по сравнению с традиционной цилиндрической формой) и момент инерции уменьшался.