Урок географии
На окраине Москвы, во дворах с типовой застройкой и магазинами «Пятёрочка», вдруг натыкаешься на юрты и чумы, выглядывающие из-за школьного забора. Здесь находится музей кочевой культуры, на экскурсии в который запись на месяц вперед, да и то, если повезет.
Когда друзья с горящими глазами рассказывали мне про музей, я пожимала плечами. Кочевники? В стойбище на Авиамоторной? Потом там стали пропадать мои дети. «Там все живое! Все можно потрогать! Мы разводили огонь, стреляли из лука, пили чай монгольский – он соленый!» Я не выдержала и пошла на разведку.
Директор музея, Константин Куксин, ремонтировал во дворе юрту. Устроить с ним интервью «как положено», сидя за столом с чашкой кофе, почти невозможно. Можно использовать только метод включенного наблюдения – тот самый, который использует Костя в этнографических экспедициях. Наблюдай, вживайся в среду, не мешай людям заниматься своим делом. Дел много. За 14 лет существования музей стал образовательным, научным и издательским центром. Детские книги и серьезные исследовательские работы, экскурсии, каждая из которых похожа на захватывающее театрализованное действо, экспедиции в самые недоступные места планеты, благотворительный фонд, помогающий оленеводам Тувы. Все силами горстки сотрудников и волонтеров, ни копейки государственных денег. Между чумов и вигвамов играют школьники. Это летний лагерь при музее. Среди ребят много особых детей, некоторые на колясках. Все оживленно обсуждают предстоящий спектакль, хохочут, примеряют костюмы.
«Я же учитель географии по образованию, – говорит Костя. И для меня музей – инструмент, как указка, глобус, карта. Только пользоваться могу им не только я, но и другие люди. В школе «Ковчег», в которой я преподавал и на территории которой находится наш музей, дети с серьезными медицинскими диагнозами учатся вместе со здоровыми детьми. Про нас пишут, что мы воспитываем толерантность. Но я не люблю это слово. Мне кажется важным не терпеть того, кто непохож на тебя (терпение ведь может и лопнуть), а понимать,