Быть разной — быть собой
Мы познакомились с историком Марьяной Скуратовской в Музее русского импрессионизма, она вела экскурсию. И невозможно было оторваться ни от того, что она рассказывала, ни от того, как она выглядела. Локоны, шифон, длинная нитка бус, серьги-подвески. А потом мы встретились еще раз и придумали эту съемку про историю костюма, рассказанную одним человеком.
Откуда у вас прививка красоты?
Из Киева. Большую часть своей жизни я прожила там. У меня дедушка — художник, дядя тоже был художником, мама — искусствовед, папа — литературовед, я закончила истфак Киевского университета. Наш дом расположен напротив здания, в котором находился описанный у Булгакова в «Белой гвардии» салон мадам Анжу. На другой стороне улицы — Оперный театр. Это самый центр города. В детстве я гуляла с папой мимо красного корпуса университета и знала, что однажды приду туда учиться.
Есть у вас вещи, доставшиеся от мамы, бабушки?
Мама была ослепительной красавицей, она и сейчас хороша. Помню, как я в детстве мамой всегда любовалась. А одежду и маме, и мне часто шила бабушка. До сих пор, когда я слышу слово «шелк», я представляю золотистый отрез ткани. Именно такой лежал у бабушки в шкафу. Она учила меня шить, вышивать, вязать. Когда взрослые уходили по делам, я шла в бабушкину комнату, доставала из заветного шкафа черный шелковый платок с бахромой, делала из него себе вечернее платье, надевала черные перчатки до локтя и туфлилодочки. Красовалась перед зеркалом, танцевала и была страшно довольна собой. Эти перчатки до сих пор со мной. Как и бабушкины шляпки из 50‑х и 60‑х, сумочки. Я их с удовольствием ношу.
В университете я изучала историю, в частности, археологию, этнографию, музееведение. Историей костюма увлеклась позже и не жалею — все равно у нас до сих пор нет специализации «история костюма», только отдельные дисциплины. Вот только сейчас собираюсь писать диссертацию про костюм в кино в фильмах на исторические темы.