Смотри не умирай
«Замерзшие»: сканди-нуар в Костомукше
Онлайн-кинотеатр «Иви» выпустил «Замерзших». Это первая многосерийная работа молодого казахстанского классика Адильхана Ержанова, но не первая попытка пересадить скандинавский нуар на российскую почву. Были уже «Шторм» Бориса Хлебникова и «Мертвое озеро» Романа Прыгунова. Кажется, подход к задаче Ержанова оказался чересчур синефильским.
В темном прологе этой зимней истории царит дух «думерства» — типично российского извода нигилизма, выросшего на дрожжах мрачного нью-вейва и социальной безысходности в провинциальных малометражках. Мрачный мужчина (Артем Быстров) сначала расчленяет у себя на квартире чье-то тело, а потом спасает жену и ребенка своего сбрендившего друга-врача. Друг этот допился до ручки и схватился было за ружье, но Женя Рудин, так зовут нашего героя, не робкого десятка — он не только трупы ножичком тыкает, а еще работает опером. И не где-нибудь, а в суровой Костомукше, где темные окошки занесенных снегом панелек упираются в ужас лесополосы.
Промчится несколько лет. Жена ушла к оперу, врач-абьюзер завязал с алкоголем, а вот депрессия полицейского только усугубилась — ревнивый, замкнутый, очень крутой в своей красной куртке-аляске нараспашку и черных очках он расследует жестокие преступления и уже с трудом отличает реальную жизнь от прозекторской. Да и как отличишь, когда и тут и там окоченевшие трупы. Рудин дарит пасынку на день рождения сборную модель танка, любит угрожать друзьям и калечить подозреваемых. А вскоре получает уважительную причину слететь с катушек окончательно — на окраине города обнаруживают замерзшее тело женщины, той самой, спасенной им когда-то жены. Это убийство — первое из череды изощренных злодейств, которые оперу предстоит расследовать вместе с белокурой напарницей Машей (Лена Тронина).