Лесник
Петер Вольлебен — лесничий, ухаживающий за большим буковым лесом на западе Германии. Всему миру он стал известен благодаря своей книге «Тайная жизнь деревьев». Книга раскрывает популярный сейчас концепт World-Wood-Web («Всемирная лесная сеть»), суть которого коротко можно описать так: деревья — разумные существа.
Когда я писала эту статью, несколько раз фамилия Вольлебен автоматически исправлялась на Волшебен. На самом деле, можно было бы так и оставить — Петер Волшебен, в этом не было бы ни капли неправды. Несмотря на то, что Петеру сейчас 56 лет, в его выступлениях, статьях и книгах звучит живой голос увлеченного ребенка (очень умного и очень сильно любящего лес). Сначала меня это удивляло, если не сказать раздражало, но потом я оказалась совершенно втянутой в его волшебный мир природы, где все живое, все со всем взаимосвязано и только и делает, что приглашает к новым и новым открытиям. После интервью вам, скорее всего, захочется прочитать книгу, а после книги станет невозможно не обращать внимание на размеры и расположение крон деревьев, их разнообразие, направление роста веток и многое другое, что раньше выражалось для вас абстрактным словом «лес».
Вы помните, как сами первый раз попали в лес?
Одного такого воспоминания нет, скорее ощущение. Есть такое время в лесу — сейчас именно оно, начало лета, — когда цветение входит в определенную фазу, и пыльца мелкой белой поросли лесных цветов меняет запах. Каждый раз, когда я ощущаю запах именно этой пыльцы, я оказываюсь в возрасте 7–8 лет. Я бегу по высокой траве и вот-вот встречу своих друзей, чтобы с ними во что-то играть. Такое неконтролируемое воспоминание мне приносит летний лес. У меня очень хорошая обонятельная память. Как и у всех людей, кстати! К сожалению, в больших городах из-за перестимуляции запахами люди просто перестают обращать внимание на то, что они чувствуют.
Вы работаете в национальном парке Айфель с 2006 года. Как изменились леса, растущие на территории парка, за время вашей жизни там?
Это лес достаточно молодой, хотя для Европы считается древним. Ему около 300 лет, хотя тут есть несколько деревьев-долгожителей, но мы не особенно рассказываем об этом нашим гостям, чтобы к ним не протаптывались тропы… Деревья в лесу не очень такое любят. Изменения — да, конечно, произошли. Не только благодаря моей работе — они в любом случае произошли бы за пятнадцать-то лет… Три года назад мы приняли решение ежегодно менять доступную для посещения часть заповедника, иначе влияние человека становится очень заметным. Люди приходят в лес, чтобы расслабиться и напитаться. Они оставляют тут свои мысли, заботы, тревоги. Деревья и все остальные растения это прекрасно чувствуют, принимают на себя — им тоже нужно восстанавливаться. Чувствуют значит меньше цветут, медленнее растут… Это стало заметно после того, как в заповеднике прибавилось посетителей. Но я рад, что мы нашли решение.