От забавы аристократов до киберсерьезности: как изменились автогонки за последний век
Ровно 126 лет назад человечество придумало автоспорт. С тех пор он эволюционировал в уникальное культурное явление со своим сленгом, традицией и разными субкультурами
Первая гонка в мире
22 июля 1894 года состоялась первая автомобильная гонка в истории. Это был автопробег Париж — Руан, которому предшествовала четырехдневная выставка машин и целая серия квалификационных заездов. Участникам главного события — собственно, гонки — предлагалось проехать 126 километров. И доехать при этом из Парижа в Руан.
Правила той гонки не имели ничего общего с современным автоспортом. К примеру, целью заезда не был финиш на первом месте. Смысл заключался в том, чтобы продемонстрировать публике выдающиеся качества автомобилей. Среди критериев было, к примеру, удобство и простота использования транспортного средства.
Главный приз в 5000 франков разделили между двумя конструкторами: Panhard et Levassor и Les fils de Peugeot frères. То, что быстрее всех дистанцию преодолел Жюль-Альбер де Дион, никого не волновало. А само соревнование больше походило на передвижной балаган или цирк. Может, отчасти поэтому гонки до сих пор сравнивают с цирком.
Первый заезд в статусе Гран-при
В переводе с французского «Гран-при» означает «Большой приз». Так в спорте принято называть особо престижные соревнования с крупным призовым фондом. Первый Большой приз в автогонках разыграли в 1906 году: Гран-при Франции длился два дня и проходил по перекрытым дорогам общего пользования. Победителем двухдневного соревнования стал венгр Ференц Сис на Renault.
К тому времени автогонки заняли важное место в ряду аристократических развлечений — где-то рядом с поло и соколиной охотой. Позволить себе выйти на старт могли только очень обеспеченные люди. А специфические знания об устройстве автомобиля были сродни познаниям о повадках соколов и физике кошонета.
Первый Большой приз в автоспорте положил начало традиции называть ключевые события в мире гонок «Гран-при». Сейчас так называется каждый этап Формулы-1 и многие заезды IndyCar — серии, которая считается американским аналогом Ф1. А в 1913 году состоялся первый в истории Гран-при на территории России. За 101 год до приезда Формулы-1 в Сочи под Петербургом организовали Гран-при Санкт-Петербуржского автоклуба. Трасса для той гонки проходила между Лиговом, Александровом и Красным Селом.
Формула-1
В современном мире королевой автоспорта считается Формула-1. Это самый популярный чемпионат в гоночном мире с аудиторией в полмиллиарда болельщиков. В отличие от Олимпиады или чемпионата мира по футболу Формула-1 проходит каждый год. Сезон состоит из 20 гонок, которые проводят с марта по ноябрь. Каждый Гран-при устраивают в новой стране: так Ф1 добивается максимального масштаба и географии присутствия.
В Формуле-1 выступают самые известные и гламурные гонщики. Для многих стран попадание своего спортсмена в Ф1 становится национальной гордостью: в честь чемпионов прошлого и настоящего называют улицы, им отливают памятники и присуждают почетные звания. А сами соревнования — это соперничество не только пилотов, но и конструкторов.
Ведущие автопроизводители мира тратят сотни миллионов долларов, чтобы построить собственную машину Формулы-1. Для автомобилей существует жесткий регламент. Все производство — штучное. Перед выходом на трассу машины много часов продувают в аэродинамической трубе, а лучшие инженеры на планете могут неделями проектировать какой-нибудь закрылок или дефлектор. В числе участников Mercedes, Ferrari, Renault, Honda, а также команды, которые изначально занимались только Формулой-1: McLaren, Williams и остальные.
NASCAR
Единственный чемпионат, который может поспорить с Формулой-1 за статус самого-самого. Если Ф1 популярна во всем мире за пределами Соединенных Штатов, то внутри США королевское положение занимает NASCAR.
Это внутриамериканское первенство, которое не выезжает в другие страны. Среди участников тоже сплошь американцы. Но это не мешает лучшим пилотам NASCAR получать деньги, сопоставимые с гонорарами в Формуле-1 или футболе. По выручке и размерам аудитории этот чемпионат стоит в одном ряду с НБА и НФЛ. И да, NASCAR — это очень зрелищно.