Цифровой «шабат»: гид по выстраиванию здоровых отношений со смартфоном без абьюза, зависимости и газлайтинга
Смартфоны, соцсети, мессенджеры созданы для того, чтобы мы от них зависели. Недавно экс-менеджер Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), выступая в Конгрессе США, сознался, что в компании целенаправленно пользовались теми же инструментами, что и производители сигарет, чтобы вызвать у пользователей привыкание. Стив Джобс, создатель самого популярного смарфтона в мире, запрещал своим детям пользоваться iPhone и iPad. Билл Гейтс не покупал своим детям телефоны до 14-летнего возраста. Видимо, и всем остальным людям стоит научиться понемногу слезать с этой иглы. Книга «Оторвись от телефона!» вышла в этом году в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Её автор Кэтрин Прайс даёт практические советы о том, как за несколько шагов избавиться от болезненной зависимости от смартфона. Inc. публикует отрывок.
Доза дофамина
Чтобы максимально увеличить наше время у экранов различных устройств, дизайнеры манипулируют химией мозга с помощью методов, активирующих зависимости. Большинство их техник связаны с дофамином.
Иногда мы тянемся к телефону, ожидая увидеть что-то хорошее. Но также часто достаём смартфон, чтобы избежать чего-нибудь неприятного, например скуки или тревоги. Хотя, по сути, причина и не важна. Если мозг научился связывать телефон с вознаграждением, нам всегда будет очень хотеться посмотреть на экран. Мы становимся похожими на лабораторных крыс, нажимающих на рычаг ради порции еды.
К счастью, тяга к пище прекращается естественным путем, когда желудок полон (иначе он бы лопнул). Но телефоны и многие приложения созданы без «стоп-сигналов»: они не предупреждают, что нам, возможно, уже хватит, поэтому к ним так легко пристраститься. На определённом уровне мы знаем, что наши действия заставляют нас чувствовать себя отвратительно. Но мозг, вместо того чтобы остановиться, стремится раздобыть побольше дофамина. И мы снова заглядываем в смартфон. И опять. И ещё раз. Мы склонны объяснять это слабостью воли, по сути, обвиняя самих себя. Но обычно не принимаем во внимание, что разработчики целенаправленно манипулируют нашими дофаминовыми рецепторами, чтобы нам было максимально трудно перестать пользоваться их продуктами.
Это называется «хакинг мозга» — способы управления поведением, базирующиеся на биохимии, и когда вы научитесь узнавать их, то увидите, что смартфон построен на них чуть ли не полностью. В 2017 году в передаче 60 Minutes было показано потрясающее интервью, взятое Андерсоном Купером у Рэмзи Брауна, основателя стартапа Dopamine labs. Его компания создает программное обеспечение для мозгового хакинга и продаёт фирмам, выпускающим приложения. По словам Брауна, имеющего образование в области нейробиологии, цель их продукта — удерживать людей в приложениях. Это достигается за счёт вычисления программами точных моментов, когда должно произойти нечто, что «даст человеку почувствовать себя немного великолепнее».
В качестве примера он привёл Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), где, по его словам, показ лайков специально задерживают, чтобы подарить пользователю целый салют «сердечек» в нужный момент — когда их отсутствие может заставить его закрыть приложение.
Интересно, что Браун, один из немногих инсайдеров технологических компаний, согласившихся дать интервью в 60 Minutes, также создал приложение Space для сокращения времени, проведённого за смартфоном. Оно добавляет 20-секундную задержку при входе в социальные сети. Браун называет это «моментом дзена», цель которого — дать пользователю возможность передумать. Но владельцы App Store отказались размещать Space. «Они отклонили его, объясняя тем, что любое приложение, побуждающее людей меньше использовать другие приложения или смартфоны в целом, неприемлемо для них, — рассказал Браун. — Им не хочется, чтобы мы распространяли нечто, способное оторвать людей от экрана».