«Русские — норм». Юрий Сапрыкин о главном открытии чемпионата мира по футболу
Юрий Сапрыкин по просьбе Carnegie.ru объясняет, почему история об открытости и дружелюбии оказалась настолько востребованной в российском обществе.
Россия продемонстрировала себя дружелюбной и гостеприимной! Быть открытым миру — совсем не страшно! Мы почувствовали вкус свободы — и после финального свистка проснемся в другой стране! Чемпионат мира-2018 — это водораздел, поворотный пункт и точка невозврата, мы пережили, показали и доказали.
Все так, именно эти чувства многие из нас переживали в последние недели, а те, кто не переживал, — прочитал о них в прессе или услышал по радио. Все так, и все же делать широковещательные выводы о судьбах страны на основании даже очень большого, но все же единственного спортивного турнира — занятие неблагодарное. Сколько похожих слов было сказано во время Олимпиады в Сочи, когда в секретных цехах Гознака уже отливали медаль «За присоединение Крыма»? Много ли было поводов проявить эту всемирную открытость и дружелюбие после того, как потух олимпийский огонь? Но если рассматривать чемпионат не как отправную точку, после которой все переменится, а как испытательный полигон, на котором можно проверить некоторые догадки о ситуации в стране, особенностях здешних нравов и состоянии общественного мнения, — то да, это подходящее поле экспериментов, какие-то вещи на нем становятся отчетливо заметны.
С чемпионатом интересно прежде всего не то, насколько россияне оказались открытыми и дружелюбными (можно ли оценить это по шкале от 1 до 10?), — но что сама история об открытости и дружелюбии оказалась настолько востребованной. Люди, которые, преодолевая языковой барьер, братаются с иностранцами, показывают им дорогу, отвозят к врачу, чуть ли не селят у себя дома бесплатно. Фанаты только что победившей российской сборной дарят печальному испанцу на Никольской бутылку пива и бургер. Участники флэшмоба сайта Sports.ru вслед за японскими болельщиками приходят на стадион с мешками, чтобы убрать за собой мусор. Все эти истории разлетались многочисленными перепостами и заполняли страницы онлайн-изданий, без всякой разнарядки и пропагандистской накачки — общество само рассказывало эту историю о самом себе, радостно удивлялось тому, каким оно может быть. Это была не единственная история, которую пытались рассказать обществу во время чемпионата, — был сюжет даже не о русских девушках, которые вступают в порочащие связи с иностранцами,