Счетная палата раскритиковала зоны экономических льгот
Счетная палата выступила с очередной критикой особых экономических зон в России — за двенадцать лет существования они так и не привели к желаемому экономическому росту. Эксперты считают, что для инвесторов главное не наличие льгот, а понятные люди во главе региона
Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России так и не стали настоящим подспорьем для российской экономики спустя двенадцать лет их существования. К такому выводу пришла Счетная палата в очередном обзоре деятельности ОЭЗ в 2017 году (есть у Forbes). За все время на особые экономические зоны было потрачено 131 млрд рублей бюджетных денег.
Особая экономическая зона — это территория с особым юридическим статусом, рядом налоговых и таможенных льгот (по налогу на прибыль, земельному налогу, налогу на имущество и т.д.) ОЭЗ формируются для развития отдельных отраслей экономики, курортов, портов и транспортной инфраструктуры по аналогии со спецзонами в Китае и Индии.
В России создание таких зон началось в 2005 году. Срок их действия ограничен 49 годами без права продления, а управлением ОЭЗ занимается специально для этого созданная компания «Особые экономические зоны», которая принадлежит Минэкономразвития. Правительство за 2010-2017 годы приняло решение о закрытии 11 ОЭЗ из-за их неэффективности.
В 2017 году официальный представитель Минэкономразвития Елена Лашкина говорила РБК, что министерство пересмотрело подходы к созданию новых ОЭЗ. Теперь правительство просчитывает рентабельность проектов и срок окупаемости.
Вечные проблемы
На сегодняшний день в России действуют 25 спецзон, и 10 из них Счетная Палата по итогам проверки в 2017 году признала неэффективными. Большую часть в этом списке составляют зоны, посвященные развитию туризма. Семь из десяти неэффективных зон получили из бюджета 55 млрд рублей, а привлекли от инвесторов всего 7,6 млрд рублей.