Сара Бернар, Фрида Кало, Эдит Пиаф: женщины, которые смогли преодолеть боль и болезни
Во все времена женщины, которые стремились к успеху, преодолевали обстоятельства и гендерные стереотипы. Но в некоторых случаях к базовому неравенству прибавляется еще и стигма, связанная с физическими или ментальными особенностями человека. Forbes Woman рассказывает о восьми героинях, добившихся своих целей, несмотря на недуги, особенности развития и просто боль.
Сара Бернар
Французская актриса Сара Бернар родилась в Париже в 1844 году. Она начала свою карьеру как певица в кабаре, но вскоре стала известна в кино и на театральной сцене — ее называли самой знаменитой актрисой за всю историю. Когда Сара получила роль в театре «Комеди Франсез», директор труппы Национальной академии музыки и декламации сказал о ней так: «У нее все чрезмерно. Чересчур тонкая талия, слишком густые волосы, сверхвыразительные глаза!».
В 1905 году, в 61 год, она получила инвалидность — во время выступления на нее упала сценическая декорация и повредила ногу. Через 10 лет из-за мучительных болей Саре ампутировали ногу чуть выше колена. Все это время она продолжала работать в театре и кино, во время Первой мировой выступала на фронте.
На Голливудской аллее славы есть ее звезда за вклад в развитие киноиндустрии.
Фрида Кало
Фрида Кало — одна из важнейших художниц XX века — почти всю свою жизнь сильно болела, страдала хромотой, перенесла около 35 операций, а в 46 лет лишилась одной ноги.
«Самая важная часть тела — мозг. Мне нравятся мои брови и глаза. Остальное мне совершенно не нравится. Голова у меня слишком маленькая. Грудь и гениталии ничем не примечательные. От противоположного пола у меня тоже кое-что есть: усы и черты лица», — однажды сказала Фрида о себе.
Именно сросшиеся брови и усы стали своего рода визитной карточкой Фриды — она всячески подчеркивала их на собственных автопортретах. Равно как и травмы: болезнь — одна из важнейших тем творчества художницы.
«Последнее, о чем вы подумаете, увидев ее, — это ее инвалидность», — говорил Клэр Уилкокс, куратор выставки о стиле Фриды, имея в виду ее яркие образы: художница часто носила традиционную мексиканскую одежду и яркие украшения. Современники вспоминали о магнетической притягательности Кало. Она состояла в браке со знаменитым художником Диего Риверой, ей приписывают яркий роман с Львом Троцким.
Фрида Кало не только оказала огромное влияние на искусство, но и стала символом силы и равных возможностей для многих женщин. Например, актриса Аделина Гизатуллина признавалась, что, имея довольно специфическую внешность, не могла претендовать на главные роли в театре и решила найти подходящий материал сама. Так в тандеме с режиссером Лейлой Абу-аль-Кишексама родился спектакль по мотивам жизни Фриды Кало, где Аделина выступила в главной роли.
Зинаида Туснолобова
«Милый мой, дорогой Иосиф! Я пострадала на фронте. У меня нет рук и ног. Я не хочу быть для тебя обузой. Забудь меня. Прощай», — писала фронтовая медсестра Зинаида Туснолобова своему жениху лейтенанту Иосифу Марченко, когда проходила лечение в госпитале. За восемь месяцев на фронтах Великой Отечественной она спасла более 120 человек, но в феврале 1943 года была тяжело ранена и получила сильное обморожение.
Несколько недель врачи боролись за ее жизнь. Началась гангрена, и руки и ноги пришлось ампутировать. Медсестра стойко переносила операции и только просила: «Я все выдержу, пожалуйста, сохраните мне жизнь». Большую роль в жизни Зинаиды сыграл хирург Николай Соколов. Он сделал уникальную операцию, разделил лучевую кость левой руки девушки и обшил ее мышцами. Получилось нечто наподобие двух пальцев. Для правой руки хирург придумал резиновую манжетку, в которую вставлялся карандаш.