Дорого и сердито: почему мясо из пробирки вряд ли станет массовым продуктом
В Соединенных Штатах разрешили продажу искусственного мяса. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США выдало компаниям Upside Foods и Good Meat разрешение на реализацию мяса, выращенного из стволовых клеток животных. Forbes USA развенчивает мифы вокруг новомодной технологии и рассказывает, почему производство и потребление мяса из пробирки в ближайшие годы вряд ли станет массовым.
Не обольщайтесь: инновационность выращенного в лабораторных условиях мяса, или, как условились называть его участники индустрии, культивируемого мяса ― отнюдь не великая история успеха в бизнесе нового поколения. Инвесторы твердят обратное, и хотя они могут по праву гордиться тем, что на прошлой неделе Министерство сельского хозяйства США и Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) дали американским стартапам Good Meat и Upside Foods добро на коммерческую реализацию их продукции, освоение рынка и масштабирование бизнеса в категории «искусственное мясо» будет тормозиться целым рядом факторов. Не последним из них является стоимость: за прошедшие пять лет на развитие сотни с лишним отраслевых стартапов потрачены миллиарды долларов. И потребуются еще миллиарды.
Инвестор Лиза Ферия, основательница венчурного фонда Stray Dog Capital из Канзас-Сити, рассказывает Forbes, что сектору «нужен был стимул извне, чтобы можно было заявить: мы не только развиваемся, но и преуспеваем в одном из самых сложных аспектов вывода продукта на рынок ― во взаимодействии с регуляторами». Она добавляет: «Крайне важной, значительной, довольно затратной стороной вывода товара на рынок по-прежнему остается аспект масштабируемости».
Ниже ― несколько факторов, свидетельствующих о том, насколько долгий продукту предстоит путь от согласования с регулирующими органами до обеденных тарелок среднестатистической американской семьи.
Цены высоки, но не настолько, чтобы приносить прибыль
Изготовление мяса в лабораторных условиях обходится в тысячи, если не сотни тысяч, долларов за килограмм. Тем не менее чтобы сравнять стоимость блюд из культивируемого мяса с ценами привычных для потребителя наименований, бренды решились на существенные убытки. Куриное мясо от Upside Foods раньше всех можно будет попробовать в отмеченном звездой Michelin ресторане Bar Crenn шеф-повара Доминика Кренна в Сан-Франциско, а продукт от Good Meat ― заказать в вашингтонском China Chilcano Хосе Андреса ― цены пока еще не установлены. Андрес владеет акциями, а Кренн заключил многолетний контракт, однако наблюдать за тем, как при взгляде на правую колонку меню брови посетителей поползут на лоб, не хочется ни тому, ни другому. Цены ожидаются вполне приемлемые. И предвидятся крупные убытки.