Всемирная выставка в Дубае: что смотреть на Экспо 2020
До 31 марта в Дубае проходит Всемирная выставка, где около 200 стран демонстрируют планете свои достижения. «РБК Стиль» побывал на Экспо и выбрал самые заметные и яркие павильоны
Dubai Expo 2020 — первая Всемирная выставка на Ближнем Востоке и первая за всю историю Экспо (то есть за 170 лет), где все страны-участницы имеют собственные павильоны — всего 192 государств. Добавьте к этому партнерские и тематические павильоны и получите грандиозный город будущего, которые возвели прямо посреди пустыни.
Выставка, действительно, устроена как город — центральная площадь, над которой возвышается огромный купол, и проспекты с улицами, расходящиеся в стороны и поделенные на три темы: «мобильность», «возможности» и «устойчивое развитие». Они подчиняются одной общей теме Экспо, которая звучит как слоган: «объединяя умы, создаем будущее». Страны-участницы разрабатывали концепции своих павильонов в рамках заданных тематических направлений. И каждая делала это по-своему. Кто-то пошел по предсказуемому краеведчески-патриотическому пути, кто-то смотрел в сторону концептуального искусства, а кто-то — науки и технологий. Некоторые попытались совместить все сразу.
Чтобы обойти все павильоны Экспо, не хватит, наверное, и недели. Мы провели на выставке 3 дня и выбрали 15 наиболее интересных интересных, на наш взгляд, павильонов, а также одну невероятную инсталляцию под открытым небом.
Павильоны стран
Россия
Российский павильон на Экспо заслуживает внимания не только потому, что он российский, но и потому, что он просто красивый. Его на выставке примечают сразу — яркий, заметный, космический, он сильно выделяется на общем фоне. Внешняя оболочка состоит из множества переплетенных разноцветных трубок, напоминающих нити. Мимо пройти трудно.
Внутри — гигантский мозг-трансформер и мультимедийное шоу «Механика чуда», трибьют российским и советским ученым, изучавшим нервную систему человека. В какой-то момент кинетическая скульптура «оживает» и разъезжается в стороны: представление начинается, зрителям рассказывают о принципах работы человеческого мозга.
Россия на Экспо ратует за «cooperation» — сотрудничество между людьми по принципу организации нейронных связей. «Мировые культуры и сообщества очень разные, но есть что-то важное, что нас объединяет, — гласит примечание на стене. — Это наш мозг, настоящее чудо, которое делает нас теми, кто мы есть, соединяет нас друг с другом и создает будущее». Насколько успешным оно — будущее — окажется, зависит от этого самого «cooperation». Выбранная концепция вполне соответствует теме Экспо, а вот соответствует ли она российской повестке, вопрос дискуссионный. Но то, что павильон лишен какого-то бы то ни было показного патриотизма, бряцания оружием и лубка, совершенно точно радует.
Саудовская Аравия
Один из павильонов-хитов, в котором обязательно нужно побывать. Снаружи здание выглядит как гигантский стальной параллелепипед, поставленный под углом 45 градусов. Такое расположение обнажает зеркальное брюхо исполина с оборудованным в нем входом. Это второй по величине павильон на Expo после ОАЭ, его площадь — 13 059 кв.м.
Тяга саудовцев к гигантизму в общем-то не удивляет — стране явно не дают покоя успехи соседей по региону и хозяев выставки ОАЭ, она тоже очень хочет быть привлекательной туристической и технологической страной Ближнего Востока. Строительство в Саудовской Аравии футуристического города Неом, который превысит размеры Нью-Йорка в 33 раза, одно из тому подтверждений.
А что же внутри? Гигантский многогранный 30-метровый глобус с интерактивным полом и грандиозные видеопроекции — зритель отправляется в путешествие по стране. Грань между тем, что реально и тем, что проецируется на стены, пол и потолок, стирается. Очень впечатляет.
Великобритания
На Экспо есть особый вид павильонов, ориентированных не на развлекательность — всяческие 3D-шоу и прочие спецэффекты — а прежде всего на смыслы. Например, британский павильон. В нем нет зрелищных аттракционов, его архитектурный облик уже сам по себе зрелище, вполне самодостаточное. Причем это тот случай, когда даже не обязательно заходить внутрь, все главное — снаружи.
Павильон выглядит как футуристический вытянутый цилиндр, состоящий из длинных пластин. На край каждого из них выводятся слова — с помощью искусственного интеллекта. Концепция вдохновлена проектом Стивена Хокинга Breakthrough Message — это послание внеземным цивилизациям от человечества. Слова, которые выводятся на фасад здания (а также внутри пространства), становятся коллективным сообщением, направленным в космос. Посетители могут его дополнять.