Как родилась идея самолетов с укороченным взлетом?

Популярная механикаHi-Tech

С места – в полет: возможен ли безаэродромный взлет самолета

Самолет с вертикальными взлетом и посадкой имеет много ограничений по массе вооружения и дальности полета. А обычному требуется длинная взлетно-посадочная полоса. Как совместить достоинства того и другого, не перенимая недостатки? Так родилась идея самолетов с укороченным взлетом.

Степан Жилин

Практика первых столкновений Второй мировой показала, что проблему объектовой ПВО, то есть защиты завода, корабля, склада или населенного пункта от авиаудара, не удавалось полностью решить за счет установки батарей из зенитных орудий: даже очень плотный огонь с земли зачастую оказывался малоэффективным против бомбардировщиков. Причиной тому была низкая точность зенитных орудий — стрельба по самолету требовала от наводчика мгновенного расчета курса самолета, высоты, расстояния до него и т. д. и ввода соответствующих поправок и упреждений. Поэтому стрельба с земли использовалась только для создания плотного заградительного огня, основной целью которого было не сбить самолет, а заставить его сойти с боевого курса, то есть прекратить атаку. Наиболее надежным способом уберечь наземный объект от бомбардировки осталось прикрытие с воздуха истребителями. Но, к сожалению, построить рядом с объектом аэродром с полноразмерной взлетно-посадочной полосой возможно далеко не всегда.

«Морской ураган»

Вторая мировая война требовала от Великобритании непрерывных поставок оружия и продовольствия находящимся далеко от туманного Альбиона войскам. Единственным способом снабжения были морские конвои. Не имевшие практически никакого прикрытия с воздуха транспорты становились легкой добычей бомбардировщиков и торпедоносцев люфтваффе. Но это было еще полбеды: непрерывно барражирующие немецкие разведывательные самолеты с успехом наводили на цель главных морских «охотников» — подводные лодки. Британские военные, чрезвычайно озадаченные неприемлемыми потерями транспортных кораблей, одними из первых задумались о создании истребителя-перехватчика, способного взлететь со специальной малогабаритной установки, смонтированной на обыкновенном сухогрузе. Идея взлета с короткой катапульты была не новой, но применялась она только на легких и тихоходных морских самолетах-разведчиках. Взлет же истребителя предлагался впервые. Такие экстренные меры были необходимы потому, что эскортных авианосцев, идеально приспособленных для прикрытия транспортов с воздуха, катастрофически не хватало.

19b3fdbddaa61b5e06febc4b975c4549.jpg
«Ураган ее величества». Установка для запуска истребителя была сделана предельно простой и технологичной, тем не менее пуски были достаточно успешны. После нескольких стартов с катапульты пилотов Hurricat переводили обратно в «сухопутную» авиацию, для того чтобы летчики не теряли навыков, необходимых при посадке самолета.

Начавшиеся эксперименты с катапультным стартом истребителя Fulmar показали его низкую эффективность, и единственным пригодным английским самолетом оказался истребитель Hurricane Mk. I фирмы Hawker, обладавший достаточно прочной конструкцией и мощным двигателем Rolls-Royce Merlin II. Hurricane продемонстрировали свою эффективность в борьбе с бомбардировщиками еще во время Битвы за Британию. К тому же к 1941 году их производство было полностью освоено и поставлено на поток, а серийная машина требовала минимума доработок. Планер самолета дополнительно усилили, а под фюзеляжем разместили крепления для установки на подвижные салазки катапульты. Всего было переоборудовано 50 машин. Разгон самолета, названного Sea Hurricane («Морской ураган»), осуществлялся мощными пороховыми ускорителями. Катапульты монтировались на носу простых транспортных кораблей, получивших индекс САМ (Catapult Armed Merchantman — «Вооруженное катапультой торговое судно»).

14e0cd04a5646e3e0e1545772b917dfa.jpg

Обслуживанием установок управляли старшие механики переоборудованных кораблей, а запуск осуществлял ответственный за катапульту офицер. Ферменная направляющая длиной 21,3 м устанавливалась в носовой части судна: это давало кораблю возможность маневрировать и за счет этого запускать самолет при встречном ветре, то есть в максимально выгодных для взлета условиях. Старт происходил следующим образом: механик самолета запускал и прогревал двигатель, тем временем команда освобождала самолет, зачаленный на случай шторма. После этого летчик забирался в кабину и пристегивался. Механик освобождал последнее крепление — контровочные штифты — и демонстрировал их пилоту и ответственному за запуск офицеру. Летчик выпускал закрылки, давал полный газ и, держа самолет на тормозах, поплотнее прижимался затылком к заголовнику кресла: перегрузка при старте достигала трех единиц. После условного сигнала, взмаха руки летчика, офицер считал до трех и включал зажигание твердотопливных ускорителей…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Москвич – худи, новгородец – винтаж: что заказывают на AliExpress жители России Москвич – худи, новгородец – винтаж: что заказывают на AliExpress жители России

AliExpress изучил, какие предметы жители России заказывали чаще всего

Cosmopolitan
Белка в доме: как ухаживать за грызуном Белка в доме: как ухаживать за грызуном

Стоит ли заводить белку в качестве домашнего животного?

ТехИнсайдер
Останемся френдами Останемся френдами

Как работают сервисы онлайн-знакомств и работают ли они вообще

Вокруг света
Черная быль. Что именно произошло на Чернобыльской АЭС и чем все кончилось Черная быль. Что именно произошло на Чернобыльской АЭС и чем все кончилось

С момента катастрофы на Чернобыльской АЭС прошло уже много лет

Maxim
Последний рубеж: что делать женщине-CEO, когда она достигла вершины карьеры Последний рубеж: что делать женщине-CEO, когда она достигла вершины карьеры

Дальнейшая карьера – болезненный вопрос для женщин-генеральных директоров

Forbes
Холод не помеха: как правильно бегать зимой Холод не помеха: как правильно бегать зимой

Мороз — не повод отменять беговую тренировку на улице

Популярная механика
Лучшие сушилки для белья — выбираем по отзывам Лучшие сушилки для белья — выбираем по отзывам

Рейтинг, в котором собраны лучшие сушилки для белья разных типов

Cosmopolitan
Февральская православная революция Февральская православная революция

620-тысячную страну-курорт заливает волна народных протестов

Русский репортер
Деми и ее Демоны Деми и ее Демоны

У пятидесятисемилетней Деми Мур давно не было громких премьер

Караван историй
Первое синтетическое лекарство: как изобрели аспирин Первое синтетическое лекарство: как изобрели аспирин

В век промышленной революции ивовая кора от головной боли выглядело несолидно

Популярная механика
В поисках утраченной промоакции В поисках утраченной промоакции

Мы накопали в прошлом несколько хорошо забытых способов чему-нибудь научиться

Maxim
Чем можно заменить смазку для интимной близости? Топ лучших и худших вариантов Чем можно заменить смазку для интимной близости? Топ лучших и худших вариантов

Если вдруг у вас совсем не вовремя закончился лубрикант

Playboy
Мой Сталинград Мой Сталинград

Когда началась война, я была студенткой мединститута

Наука и жизнь
Время «Джентльменов»: каким получился новый фильм Гая Ричи Время «Джентльменов»: каким получился новый фильм Гая Ричи

В прокат вышел фильм Гая Ричи «Джентльмены». Восторгами делится Ярослав Забалуев

РБК
Тест-драйв БМП-3: Тест-драйв БМП-3:

БМП-3 принимала участие в парадах и демонстрациях перед специалистами и публикой

Популярная механика
5 книг про ВИЧ и СПИД: самая важная информация 5 книг про ВИЧ и СПИД: самая важная информация

Подборку 5 книг, в которых вы найдете ответы на все вопросы о ВИЧ

Популярная механика
Сотворение мира: как сделать Солнечную систему своими руками Сотворение мира: как сделать Солнечную систему своими руками

Рассказываем, как сделать макет солнечной системы для вашего ребенка

Популярная механика
Визажист Рианны — о том, как выбирать тон и что будет в моде в 2020 году Визажист Рианны — о том, как выбирать тон и что будет в моде в 2020 году

Интервью с визажистом Рианны — Присциллой Оно

Cosmopolitan
Остров Остров

Корреспондент «Вокруг света» отправился на Курильскую гряду в экспедицию

Вокруг света
Можно ли красить волосы при беременности — мнение врачей Можно ли красить волосы при беременности — мнение врачей

Существует негласное правило: делать окрашивание во время беременности нельзя

Cosmopolitan
Ия Майбук: «Мы не настолько обеспечены, чтобы быть меценатами» Ия Майбук: «Мы не настолько обеспечены, чтобы быть меценатами»

Интернет-магазин прочитанных книг — это и благотворительная история, и бизнес

Русский репортер
И целой зимы мало И целой зимы мало

Куда податься тем, кому в этом году катастрофически не хватило снега

Лиза
Семь смертных страхов Семь смертных страхов

Людей XXI века все сильнее пугают происходящие в мире перемены

GQ
Герой Киану Ривза Константин оставил странное и удивительное наследие Герой Киану Ривза Константин оставил странное и удивительное наследие

Почему Константин так сильно отличается от своих преемников в комиксах

GQ
Мерс Каннингем: жизнь в 3D Мерс Каннингем: жизнь в 3D

Главный редактор «Сноба»посмотрел фильм и пообщался с его автором

СНОБ
Виниловое кружево и винтаж: как работает художница по костюмам Сэнди Пауэлл, в 13-й раз номинированная на «Оскар» Виниловое кружево и винтаж: как работает художница по костюмам Сэнди Пауэлл, в 13-й раз номинированная на «Оскар»

Лучшие истории Пауэлл о закулисье киноиндустрии, вдохновении и изобретательности

Esquire
Пит-стоп в невесомости Пит-стоп в невесомости

Когда автомобиль парит в воздухе, сложно справиться даже с закручиванием гайки

Популярная механика
Лучше для мужчины нет: метаморфозы тактического жилета Лучше для мужчины нет: метаморфозы тактического жилета

История тактического жилета

Популярная механика
Сальвадор Дали. Затворник Сальвадор Дали. Затворник

Иногда он закрывал глаза и шествовал по своему легендарному дворцу

Караван историй
Открыть в приложении