Повесть о том, что значит быть собакой, и о том, что значит быть человеком

Наука и жизньКультура

Стая товарищей

Елена Первушина

Закончив повесть «Огненные деревья» (см. «Наука и жизнь» №№ 7—11, 2014 г.) о девушке, которая наделена сверхспособностью видеть невооружённым глазом активность нейронов в головном мозге, я не думала, что когда-нибудь вернусь к этой героине и к этой теме. Но недавно прочла книгу о томографических исследованиях мозга животных. И поняла, что Анне предстоит ещё многое исследовать и осознать. Так появилась повесть, которую с удовольствием посвящаю Павлу Подкосову, подарившему возможность прочесть книгу Грегори Бернса и узнать немного больше не только о том, что значит быть собакой, но и о том, что значит быть человеком.

— Аня, просто какой-то ужас! Они обвиняют меня в убийстве!

— Анжела, что случилось?

— Я в полиции, мне дали один звонок. Приезжай скорее!

— Хорошо, сейчас запишу адрес.

— Москва, Лубянка...

— Всё! Шутку оценила.

— Погоди, не вешай трубку! Тут такое творится! Аня...

Послышались рыдания, потом какой-то шум и короткие гудки. Я снова набрала номер сестры. Занято. Отложила, засекла время. Подождала десять минут, набрала ещё раз. Телефон был отключён. Я запустила программу «Радар» и отследила, откуда звонила Анжела. Конечно, не с Лубянки! Звонок пришёл с «Речного вокзала». Там, недалеко от метро, находится Провинциальный театр, где Анжела работала в последнее время. Значит, всё же розыгрыш? Но голос Анжелы казался по-настоящему испуганным. Конечно, я не могу увидеть на расстоянии, что сейчас творится у неё в голове (и она этим пользуется?), и, конечно, новые театральные знакомые могли научить паре трюков, подбив на злую шутку. Это вполне возможно. И всё же...

Я перешла на поисковик и набрала в строке: «Провинциальный театр». И тут же выскочила новость: «Трагическая гибель главного режиссёра и владельца театра Дмитрия Светлицкого потрясла москвичей. Вчера, 15 июня, Дмитрий отправился за город вместе со своей женой, ведущей актрисой театра Ларисой Болконской-Светлицкой, и подвергся нападению стаи собак. Защищая жену, режиссёр погиб, а Лариса была доставлена в больницу в состоянии шока. По делу о гибели Светлицкого открыто следствие».

Я ткнула в иконку сайта Российских железных дорог и стала искать свободные билеты на ночной поезд.

***

С вокзала я сразу позвонила менеджеру Анжелы и узнала, что она сейчас в больнице Боткина.

— Ничего страшного, — успокоил меня менеджер. — Просто перенервничала вчера из-за того, что случилось в театре. Мне только что звонили: её можно забрать. Я собираюсь ехать...

— Не надо, я сама заберу. Что по поводу обвинений?

— Каких обвинений?

— Она вчера сказала по телефону, что её обвиняют в смерти этого... режиссёра.

— О, даже так? По крайней мере, я ничего об этом не слышал.

— Но если вас просили забрать её из больницы, она явно не под арестом.

— Да, вот именно. Так вы не хотите, чтобы я вас обеих подвёз?

— Не стоит. Думаю, мы быстрее доберёмся на метро.

— Пожалуй, вы правы.

***

— Доброе утро, Анжела! Рад видеть, что вам сегодня лучше.

— Простите?

— Кажется, вы меня не узнали? Впрочем, ничего странного, вчера вы так разнервничались.

— Извините, но...

— Меня зовут Аркадий. Вы правда не помните? Я пытался взять у вас показания, но вы, кажется, подумали, что я в чём-то вас обвиняю, стали требовать адвоката, а когда...

— Аркадий, если вы так берёте показания, то вряд ли быстро продвинетесь по службе. Послушайте меня хотя бы полминуты и узнаете, что я не Анжелика, а её сестра.

— О! — он залился краской. — У Анжелики есть сестра? Вы близнецы?

Киваю.

— Простите, так неожиданно...

— Сама не перестаю удивляться.

Он смущённо улыбается.

— Значит, вас зовут?..

— Анна. Фамилию и отчество вы, наверное, сами угадаете. Я приехала за Анжеликой. Я ведь могу её забрать? Или вы хотите с ней ещё раз поговорить?

— Вот чего я точно ещё долго не захочу! Нет, я здесь по другому поводу. И пришёл поговорить с Ларисой Болконской.

— Значит, Анжела не арестована? Простите, что повторяюсь, но мне хотелось бы получить официальный и недвусмысленный ответ. Вы же понимаете, как это важно?

— Анжела Владимировна проходит по делу как свидетель. Официально и недву смысленно. Её свобода передвижений никак не ограничена.

— Тогда спасибо. И удачи.

— Да, она мне точно сегодня понадобится.

***

— Анька, ты всё же приехала! Я ведь и не надеялась уже! Ну иди сюда, морда ты моя родная!

Обнимаемся.

— Ну как ты?

— Уже всё в порядке. Извини, что всполошила тебя вчера. Хотела тебе потом позвонить и сказать, чтобы не приезжала, но они обкололи меня чем-то, и я уже плохо соображала.

— Ничего страшного, полезно проветриться.

— Анька, как мне тебя не хватало! Как же я соскучилась!

Анжела снова обнимает меня.

— Представляешь, такой ужас! Прихожу на работу, а там полиция... И эти вопросы... Они даже не дали опомниться. Стою, ничего не понимаю, а они всё спрашивают и спрашивают... А ведь он даже не клеился ко мне! Ну, то есть, по-настоящему. Ты же знаешь, как это случается в театре... Когда ставят «Ромео и Джульетту», у всех начинается первая любовь, даже у билетёрш с осветителями. Когда ставят «Отелло» — все изнывают от ревности. Когда ставят Ибсена, все начинают думать о самоубийстве.

— И что вы на этот раз ставили?

— В том-то и дело, что «Белого клыка».

— Есть такая пьеса?

— Теперь есть. Но ты не думай, у нас с Дмитрием ничего не было. Он вообще мой первый проект декораций забраковал. Кстати, зря, отличная была идея. Потребовал унылого реализма, как у Шишкина, — снег, ёлочки, сосны и снова снег. Какая уж тут любовь!

— Анжел, давай я пойду заберу твои документы, и мы поедем домой. Там всё расскажешь.

***

Анжела снимает квартиру в новом районе с романтичным названием «Лесное озеро», рядом со станцией ТМК — Третьего Московского кольца. Район застроен весёленькими разноцветными многоэтажками, но Анжела уверяет, что где-то за ними на самом деле есть озеро, а точнее — широкий рукав реки и даже нудистский пляж на острове. У дверей подъезда приходится потратить около десяти минут, чтобы занести моё лицо и отпечатки пальцев в память домашнего компьютера: система постоянно тормозит, сбрасывает результат и приходится вводить данные заново.

— Очень удобно, — говорит Анжела извиняющимся голосом. — Ты сможешь входить и выходить без ключа.

Однако сенсор на кнопке лифта почемуто не опознаёт меня, Анжеле приходится вызывать его самой.

— Наверное, база данных ещё не успела обновиться. Но это ведь очень удобно, когда привыкнешь. И когда дом к тебе привыкнет...

***

Квартира тоже открывается нажатием пальца. Едва мы переступили порог, как над дверным проёмом загорается экран, на нём появляется знакомое лицо — либо я, либо Анжела. Родинки на задней поверхности шеи не видно, поэтому не понять.

— Привет, сестрёнка! — ровным тоном произносит изображение. — Сейчас тринадцать тридцать. В одиннадцать тридцать звонил Юра. И ты просила напомнить, что в утренние часы тариф на воду ниже.

— Ой, извини, — Анжела щёлкает выключателем, и экран гаснет. — Не знала, что ты приедешь, и не поменяла аватарку. Потом подберу что-нибудь прикольнее.

— Если сейчас полвторого, пора и позавтракать, как ты считаешь? Могу быстро пожарить картошку или сварить спагетти с соусом «лос остаткос».

Заглядываю в холодильник и обнаруживаю там только початую упаковку пива и призрак повесившейся мыши. То есть не призрак, а вполне реальную мышь — пластиковую игрушку, покрытую голубой искусственной шерстью. Она прикреплена «липучкой» к потолку, и, когда открываешь дверцу, поток воздуха начинает её покачивать. Узнаю неповторимое чувство юмора сестры.

— Так, нам нужна еда. Что предлагаешь?

— Внизу, в соседнем подъезде, есть приличная тайская забегаловка. Возьми мне роллы и фо-бо, а себе... что выберешь. Рядом пекарня, там вкусные слойки. Я пока кофе сварю, где-то у меня был бразильский.

— Может, закажем?

— Да ну, потом ждать целый час. Да и рекламку их я куда-то задевала. Сбегать быстрее.

— Если твой дом меня обратно пустит...

— Не пустит — позвонишь.

Я понимаю, что Анжела пытается выставить меня из дома. Вряд ли поход займёт больше получаса. Значит, скорее всего, она хочет поговорить с кем-то по телефону или скайпу. Нет, право, жаль, что моя сестра не актриса. Дух азартной интриганки в ней есть, да и в «Мафии» ей нет равных. Недаром её любимая героиня в детстве — миледи Винтер.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великое переселение лошадей Великое переселение лошадей

Эту историю я обнаружил, изучая подшивку журнала «Нива» за 1901 год

Наука и жизнь
Женатые и одиночки: новый взгляд на стереотипы Женатые и одиночки: новый взгляд на стереотипы

Как же изменилось мнение общества о женатых и одиноких?

Psychologies
Операция «Мавзолей» Операция «Мавзолей»

Как из вождя мирового пролетариата, атеиста и сторонника кремации сделали мумию?

Дилетант
Метро не только для русских Метро не только для русских

Как мигрант отсудил миллион у националиста

Русский репортер
P.S. Я себя люблю P.S. Я себя люблю

Носить то, что нравится, есть то, что любишь, быть собой — разве не это счастье

Вокруг света
Плата за успех Плата за успех

Как не попасться на удочку мошенника?

Cosmopolitan
Почему Генрих — не Генрих, а Людовик — не Людовик? Почему Генрих — не Генрих, а Людовик — не Людовик?

О проблеме перевода или огласовки иностранных имён собственных

Наука и жизнь
Ликвидность искусства – миф: акции оборачиваются быстрее Пикассо Ликвидность искусства – миф: акции оборачиваются быстрее Пикассо

Арт-дилер Кенни Шахтер рассказывает, как инстаграм меняет арт-рынок

Forbes
Верные слуги короля Верные слуги короля

С XVII века королевские мушкетёры стали привилегированными войсками

Дилетант
Спасибо, следующий! Все мужчины любвеобильной певицы Арианы Гранде Спасибо, следующий! Все мужчины любвеобильной певицы Арианы Гранде

Кто стал избранником Арианы Гранде на этот раз и кто был замечен с ней раньше

Cosmopolitan
Следователь Следователь

Следователь о своей профессии

Maxim
Как создавали костюмы к «Ирландцу» Как создавали костюмы к «Ирландцу»

«Ирландец» Мартина Скорсезе — учебник истории мужской моды

GQ
Микробы от похмелья Микробы от похмелья

Бактерии, которые способны утилизировать алкогольный токсин в кишечнике

Популярная механика

Повесть Дарьи Дацук "Голос" о девочке, пережившей террористический акт

Esquire
«Мир стал более жесток к женщинам». Главная писательница Израиля о том, почему быть хорошей матерью уже недостаточно «Мир стал более жесток к женщинам». Главная писательница Израиля о том, почему быть хорошей матерью уже недостаточно

Израильская писательница №1 об антисемитизме, косых взглядах и любви к детям

Forbes
10 советов тем, кому невыносимо одиноко 10 советов тем, кому невыносимо одиноко

Одиночество не раз называли «болезнью XXI века»

Psychologies
Почему вам обязательно нужен кардиган Почему вам обязательно нужен кардиган

Эта вещь стала объектом внимания абсолютного большинства дизайнеров

GQ
Game over Game over

Как разработчик игр компания Nexters за год выросла в 15 раз

Forbes
Самый дорогой кофе в мире: 8 сортов для настоящих гурманов Самый дорогой кофе в мире: 8 сортов для настоящих гурманов

Эти зерна могут очень сильно ударить по карману

Playboy
Похищение, катастрофа и суицид: трагедии детей советских экстрасенсов Похищение, катастрофа и суицид: трагедии детей советских экстрасенсов

Как складываются отношения с партнерами и детьми, экстрасенсы не раскрывали

Cosmopolitan
Земля переезжает Земля переезжает

Когда Солнце начнет затухать, корабль «Земля» уже прибудет к новой звезде

Популярная механика
Как превратить обычную собаку в личного фитнес-инструктора Как превратить обычную собаку в личного фитнес-инструктора

В основе уникальной программы тренировок — обычная собака

Maxim
Основатель сети отелей «Подушкин» Юрий Краснорутский: У меня вызывает отвращение все, что связано с физиологической грязью Основатель сети отелей «Подушкин» Юрий Краснорутский: У меня вызывает отвращение все, что связано с физиологической грязью

О любви. От романтических литературных историй до часовых свиваний в отеле

СНОБ
Сергей Мироненко: 100 событий, которые изменили Россию Сергей Мироненко: 100 событий, которые изменили Россию

Отрывки из серии очерков о важных событиях в отечественной истории

СНОБ
От деления к синтезу: как устроена нейтронная бомба От деления к синтезу: как устроена нейтронная бомба

В этой статье мы расскажем о еще более мощных боеприпасах синтеза

Популярная механика
«Придут и затопчут»: почему стартапы не выдерживают конкуренции с «Яндексом», Mail.Ru Group и Сбербанком «Придут и затопчут»: почему стартапы не выдерживают конкуренции с «Яндексом», Mail.Ru Group и Сбербанком

Почему конкурировать с гигантами оказалось не под силу независимым игрокам?

Forbes
Дарья Донцова больше не самый популярный писатель в России Дарья Донцова больше не самый популярный писатель в России

Десятки лет ушли на то, чтобы кто-то обогнал наездницу на литературных неграх

Maxim
«Достигли точки перегиба»: что ждет Россию после проигранного суда с ЮКОСом на $50 млрд «Достигли точки перегиба»: что ждет Россию после проигранного суда с ЮКОСом на $50 млрд

Апелляционный суд в присудил экс-акционерам ЮКОСа $50 млрд компенсации от России

Forbes
Элегантные «хрущевки»: библиотека дизайн-проектов от IKEA заинтересовала почти 3 млн россиян Элегантные «хрущевки»: библиотека дизайн-проектов от IKEA заинтересовала почти 3 млн россиян

Магазины-лабиринты IKEA теряют популярность, компании пришлось сменить курс

Forbes
И врагов не надо: как сложились отношения Меган Маркл с близкими родственниками И врагов не надо: как сложились отношения Меган Маркл с близкими родственниками

Что известно о родственниках Меган Маркл и почему она с ними не общается?

Cosmopolitan
Открыть в приложении