Повесть о том, что значит быть собакой, и о том, что значит быть человеком

Наука и жизньКультура

Стая товарищей

Елена Первушина

Закончив повесть «Огненные деревья» (см. «Наука и жизнь» №№ 7—11, 2014 г.) о девушке, которая наделена сверхспособностью видеть невооружённым глазом активность нейронов в головном мозге, я не думала, что когда-нибудь вернусь к этой героине и к этой теме. Но недавно прочла книгу о томографических исследованиях мозга животных. И поняла, что Анне предстоит ещё многое исследовать и осознать. Так появилась повесть, которую с удовольствием посвящаю Павлу Подкосову, подарившему возможность прочесть книгу Грегори Бернса и узнать немного больше не только о том, что значит быть собакой, но и о том, что значит быть человеком.

— Аня, просто какой-то ужас! Они обвиняют меня в убийстве!

— Анжела, что случилось?

— Я в полиции, мне дали один звонок. Приезжай скорее!

— Хорошо, сейчас запишу адрес.

— Москва, Лубянка...

— Всё! Шутку оценила.

— Погоди, не вешай трубку! Тут такое творится! Аня...

Послышались рыдания, потом какой-то шум и короткие гудки. Я снова набрала номер сестры. Занято. Отложила, засекла время. Подождала десять минут, набрала ещё раз. Телефон был отключён. Я запустила программу «Радар» и отследила, откуда звонила Анжела. Конечно, не с Лубянки! Звонок пришёл с «Речного вокзала». Там, недалеко от метро, находится Провинциальный театр, где Анжела работала в последнее время. Значит, всё же розыгрыш? Но голос Анжелы казался по-настоящему испуганным. Конечно, я не могу увидеть на расстоянии, что сейчас творится у неё в голове (и она этим пользуется?), и, конечно, новые театральные знакомые могли научить паре трюков, подбив на злую шутку. Это вполне возможно. И всё же...

Я перешла на поисковик и набрала в строке: «Провинциальный театр». И тут же выскочила новость: «Трагическая гибель главного режиссёра и владельца театра Дмитрия Светлицкого потрясла москвичей. Вчера, 15 июня, Дмитрий отправился за город вместе со своей женой, ведущей актрисой театра Ларисой Болконской-Светлицкой, и подвергся нападению стаи собак. Защищая жену, режиссёр погиб, а Лариса была доставлена в больницу в состоянии шока. По делу о гибели Светлицкого открыто следствие».

Я ткнула в иконку сайта Российских железных дорог и стала искать свободные билеты на ночной поезд.

***

С вокзала я сразу позвонила менеджеру Анжелы и узнала, что она сейчас в больнице Боткина.

— Ничего страшного, — успокоил меня менеджер. — Просто перенервничала вчера из-за того, что случилось в театре. Мне только что звонили: её можно забрать. Я собираюсь ехать...

— Не надо, я сама заберу. Что по поводу обвинений?

— Каких обвинений?

— Она вчера сказала по телефону, что её обвиняют в смерти этого... режиссёра.

— О, даже так? По крайней мере, я ничего об этом не слышал.

— Но если вас просили забрать её из больницы, она явно не под арестом.

— Да, вот именно. Так вы не хотите, чтобы я вас обеих подвёз?

— Не стоит. Думаю, мы быстрее доберёмся на метро.

— Пожалуй, вы правы.

***

— Доброе утро, Анжела! Рад видеть, что вам сегодня лучше.

— Простите?

— Кажется, вы меня не узнали? Впрочем, ничего странного, вчера вы так разнервничались.

— Извините, но...

— Меня зовут Аркадий. Вы правда не помните? Я пытался взять у вас показания, но вы, кажется, подумали, что я в чём-то вас обвиняю, стали требовать адвоката, а когда...

— Аркадий, если вы так берёте показания, то вряд ли быстро продвинетесь по службе. Послушайте меня хотя бы полминуты и узнаете, что я не Анжелика, а её сестра.

— О! — он залился краской. — У Анжелики есть сестра? Вы близнецы?

Киваю.

— Простите, так неожиданно...

— Сама не перестаю удивляться.

Он смущённо улыбается.

— Значит, вас зовут?..

— Анна. Фамилию и отчество вы, наверное, сами угадаете. Я приехала за Анжеликой. Я ведь могу её забрать? Или вы хотите с ней ещё раз поговорить?

— Вот чего я точно ещё долго не захочу! Нет, я здесь по другому поводу. И пришёл поговорить с Ларисой Болконской.

— Значит, Анжела не арестована? Простите, что повторяюсь, но мне хотелось бы получить официальный и недвусмысленный ответ. Вы же понимаете, как это важно?

— Анжела Владимировна проходит по делу как свидетель. Официально и недву смысленно. Её свобода передвижений никак не ограничена.

— Тогда спасибо. И удачи.

— Да, она мне точно сегодня понадобится.

***

— Анька, ты всё же приехала! Я ведь и не надеялась уже! Ну иди сюда, морда ты моя родная!

Обнимаемся.

— Ну как ты?

— Уже всё в порядке. Извини, что всполошила тебя вчера. Хотела тебе потом позвонить и сказать, чтобы не приезжала, но они обкололи меня чем-то, и я уже плохо соображала.

— Ничего страшного, полезно проветриться.

— Анька, как мне тебя не хватало! Как же я соскучилась!

Анжела снова обнимает меня.

— Представляешь, такой ужас! Прихожу на работу, а там полиция... И эти вопросы... Они даже не дали опомниться. Стою, ничего не понимаю, а они всё спрашивают и спрашивают... А ведь он даже не клеился ко мне! Ну, то есть, по-настоящему. Ты же знаешь, как это случается в театре... Когда ставят «Ромео и Джульетту», у всех начинается первая любовь, даже у билетёрш с осветителями. Когда ставят «Отелло» — все изнывают от ревности. Когда ставят Ибсена, все начинают думать о самоубийстве.

— И что вы на этот раз ставили?

— В том-то и дело, что «Белого клыка».

— Есть такая пьеса?

— Теперь есть. Но ты не думай, у нас с Дмитрием ничего не было. Он вообще мой первый проект декораций забраковал. Кстати, зря, отличная была идея. Потребовал унылого реализма, как у Шишкина, — снег, ёлочки, сосны и снова снег. Какая уж тут любовь!

— Анжел, давай я пойду заберу твои документы, и мы поедем домой. Там всё расскажешь.

***

Анжела снимает квартиру в новом районе с романтичным названием «Лесное озеро», рядом со станцией ТМК — Третьего Московского кольца. Район застроен весёленькими разноцветными многоэтажками, но Анжела уверяет, что где-то за ними на самом деле есть озеро, а точнее — широкий рукав реки и даже нудистский пляж на острове. У дверей подъезда приходится потратить около десяти минут, чтобы занести моё лицо и отпечатки пальцев в память домашнего компьютера: система постоянно тормозит, сбрасывает результат и приходится вводить данные заново.

— Очень удобно, — говорит Анжела извиняющимся голосом. — Ты сможешь входить и выходить без ключа.

Однако сенсор на кнопке лифта почемуто не опознаёт меня, Анжеле приходится вызывать его самой.

— Наверное, база данных ещё не успела обновиться. Но это ведь очень удобно, когда привыкнешь. И когда дом к тебе привыкнет...

***

Квартира тоже открывается нажатием пальца. Едва мы переступили порог, как над дверным проёмом загорается экран, на нём появляется знакомое лицо — либо я, либо Анжела. Родинки на задней поверхности шеи не видно, поэтому не понять.

— Привет, сестрёнка! — ровным тоном произносит изображение. — Сейчас тринадцать тридцать. В одиннадцать тридцать звонил Юра. И ты просила напомнить, что в утренние часы тариф на воду ниже.

— Ой, извини, — Анжела щёлкает выключателем, и экран гаснет. — Не знала, что ты приедешь, и не поменяла аватарку. Потом подберу что-нибудь прикольнее.

— Если сейчас полвторого, пора и позавтракать, как ты считаешь? Могу быстро пожарить картошку или сварить спагетти с соусом «лос остаткос».

Заглядываю в холодильник и обнаруживаю там только початую упаковку пива и призрак повесившейся мыши. То есть не призрак, а вполне реальную мышь — пластиковую игрушку, покрытую голубой искусственной шерстью. Она прикреплена «липучкой» к потолку, и, когда открываешь дверцу, поток воздуха начинает её покачивать. Узнаю неповторимое чувство юмора сестры.

— Так, нам нужна еда. Что предлагаешь?

— Внизу, в соседнем подъезде, есть приличная тайская забегаловка. Возьми мне роллы и фо-бо, а себе... что выберешь. Рядом пекарня, там вкусные слойки. Я пока кофе сварю, где-то у меня был бразильский.

— Может, закажем?

— Да ну, потом ждать целый час. Да и рекламку их я куда-то задевала. Сбегать быстрее.

— Если твой дом меня обратно пустит...

— Не пустит — позвонишь.

Я понимаю, что Анжела пытается выставить меня из дома. Вряд ли поход займёт больше получаса. Значит, скорее всего, она хочет поговорить с кем-то по телефону или скайпу. Нет, право, жаль, что моя сестра не актриса. Дух азартной интриганки в ней есть, да и в «Мафии» ей нет равных. Недаром её любимая героиня в детстве — миледи Винтер.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
Что происходит с круизным лайнером Diamond Princess Что происходит с круизным лайнером Diamond Princess

Более 3500 человек оказались заперты на корабле без возможности сойти на берег

Esquire
Великое переселение лошадей Великое переселение лошадей

Эту историю я обнаружил, изучая подшивку журнала «Нива» за 1901 год

Наука и жизнь
Немножко нежно Немножко нежно

Анна Меликян попробует себя в жанре триллера с остросоциальной повесткой

Vogue
Мой Сталинград Мой Сталинград

Когда началась война, я была студенткой мединститута

Наука и жизнь
Бедные Виндзоры: 8 членов королевской семьи, которые не владеют миллионами Бедные Виндзоры: 8 членов королевской семьи, которые не владеют миллионами

Августейшие особы, которые гораздо беднее, чем ты думаешь

Cosmopolitan
В поиске космических катастроф. Вахта телескопов-роботов В поиске космических катастроф. Вахта телескопов-роботов

Оптические телескопы системы МАСТЕР помогают астрономам разных стран

Наука и жизнь
Юлианский календарь Юлианский календарь

Пятьдесят — это новые двадцать health-коуча Юлии Бродских

Tatler
Великое нашествие Великое нашествие

Вторжение монголов обратило русских государей в деспотов ордынского типа

Дилетант
У сына конфликт с одноклассником: как помочь? У сына конфликт с одноклассником: как помочь?

В ситуации разногласий или вражды помогайте ребенку проговаривать свои эмоции

Psychologies
Так почему же ночью небо тёмное? Так почему же ночью небо тёмное?

Чтобы понять, почему небо темнеет ночью, нужно понять устройство Вселенной

Наука и жизнь
Ложь за миллиард налом: как работает рынок российского черного пиара Ложь за миллиард налом: как работает рынок российского черного пиара

Войны в медиа давно стали неотъемлемой частью российского бизнес-ландшафта

Forbes
Лучший иностранец России Лучший иностранец России

Фритьоф Нансен был убежден: «Благотворительность — это реальная политика»

Вокруг света
Масхадов, Путин и начало штурма Масхадов, Путин и начало штурма

Генерал-полковник — о штабных противоречиях и о начале штурма Грозного

Русский репортер
Водители в России игнорируют смертельный дефект. Кому угрожает опасность Водители в России игнорируют смертельный дефект. Кому угрожает опасность

Речь о проблемах с подушками безопасности производства фирмы Takata

РБК
В каких отелях жил Джеймс Бонд В каких отелях жил Джеймс Бонд

Вспоминаем все гостиницы, где агент 007 останавливался в прошлом

GQ
Каменная стена: 5 имен, которые носят самые надежные мужчины Каменная стена: 5 имен, которые носят самые надежные мужчины

Как зовут мужчин, за которыми можно спрятаться, как за каменной стеной

Cosmopolitan
Метро не только для русских Метро не только для русских

Как мигрант отсудил миллион у националиста

Русский репортер
Тонуть по приказу: как топят корабли в военных целях Тонуть по приказу: как топят корабли в военных целях

Методика затопления кораблей в военных целях известна с античных времен

Популярная механика
«Инспектор мне не верил». Автомобилистов обвиняют в чужих ДТП «Инспектор мне не верил». Автомобилистов обвиняют в чужих ДТП

Из-за утечки данных из каршеринговых сервисов пострадали десятки водителей

РБК
12 артхаусных фильмов, которые можно смотреть, не засыпая 12 артхаусных фильмов, которые можно смотреть, не засыпая

Что стоит посмотреть, если приспичило приобщиться к высокому артхаусу?

Maxim
Охотники и собиратели Охотники и собиратели

Если духи покупают за миллион долларов, значит, это кому-нибудь нужно?

Glamour
«Одноклассники смеялись надо мной из-за моего роста». Жизель Бундхен написала книгу о своей жизни. «Одноклассники смеялись надо мной из-за моего роста». Жизель Бундхен написала книгу о своей жизни.

Всемирно известная модель рассказала о закулисье модельного бизнеса

Forbes
Как мучились мы музыкой в СССР Как мучились мы музыкой в СССР

Воспоминания о том, с какой допотопной аудиотехникой приходилось сосуществовать

Maxim
Заразно или нет? Заразно или нет?

Любое общественное место буквально кишит бактериями – это очевидно

Домашний Очаг
Археология в 2019 году: несколько интересных находок Археология в 2019 году: несколько интересных находок

Интересные археологические находки 2019 года

Наука и жизнь
Поверь в мечту Поверь в мечту

На что в первую очередь обратить внимание, чтобы улучшить качество жизни

Grazia
Жить с раком без чувства вины Жить с раком без чувства вины

Отрывок из книги «Правила ведения боя. #победитьрак»

Psychologies
Супертаблетки внутри нас: почему миллиардеры тратят миллионы долларов на создание лекарств из бактерий кишечника Супертаблетки внутри нас: почему миллиардеры тратят миллионы долларов на создание лекарств из бактерий кишечника

Миллиардеры из Кремниевой долины вливают миллионы долларов в стартапы

Forbes
«Государство — это блондинка с динозавром на улице»: правила венчурного бизнеса от Анатолия Чубайса «Государство — это блондинка с динозавром на улице»: правила венчурного бизнеса от Анатолия Чубайса

Краткое изложение выступления Анатолия Чубайса о венчурном бизнесе

Forbes
Открыть в приложении