Кто в России представляет стрит-фотографию

EsquireКультура

Окно во двор: мини-гид по российской стрит-фотографии

Редакция Esquire

«Моральный кодекс строителя коммунизма», 1964. Собрание Мультимедиа Арт Музея

Этим летом Мультимедиа Арт Музей провел выставку одного из самых ярких представителей отечественной стрит-фотографии Бориса Назаренко. Esquire решил разобраться, кто в России представляет этот демократичный и в то же время один из самых сложных жанров. Казалось бы, главная характеристика вынесена в название, но, если присмотреться, можно увидеть множество различных подходов и пониманий этого явления — от репортажного до философского.

Чаще всего появление стрит-фотографии связывают с именем Анри Картье-Брессона и основанного им кооператива Magnum Photo (по сей день считающегося, пожалуй, самым влиятельным и престижным фотоагентством в мире). Конечно, уличная фотография существовала и до Картье-Брессона: технически к ней относится и безжизненный (движущиеся объекты не успевали фиксироваться несовершенной камерой) «Бульвар Темпль» (1838-1939) Луи Дагера, изобретателя одного из первых фотографических процессов, и великий альбом Брассая «Ночной Париж» (1932), открывший публике жизнь обитателей ночных улиц неспящего города — гуляк, бандитов и проституток, существующих в мистической полутьме, лишь изредка разрезаемой электрическим освещением. Однако именно сформулированная Картье-Брессоном теория о «решающем моменте» (умении увидеть и зафиксировать сюжет в точке его максимального эмоционального напряжения) может считаться отправной точкой в истории уличной фотографии в том виде, в котором ее понимают сегодня.

Всеволод Тарасевич

Всеволод Тарасевич — самый разносторонний из классиков советской фотографии, в течение карьеры не раз радикально менявший свой художественный язык. В 1950-х годах Тарасевич — один из главных фоторепортеров в стране, он работает в АПН (агентстве печати «Новости»), а его снимки публикуются в крупнейших изданиях — «Огонек», «Советский Союз», Soviet Life.

Стоит понимать специфику фотографической иллюстрации тех лет: чаще всего журнальные очерки рисовались еще в редакции, притом рисовались в буквальном смысле: придумывались сюжеты, карандашом набрасывались схемы кадров, художник даже мог заранее дать фотографу компоновку его кадров на журнальных полосах. После этого перед фотографом стояла задача найти нужные типажи и организовать соответствующую обстановку — конечно, ни о каком пойманном «решающем моменте» речь и не шла.

Однако к концу 1950- х в советской фотографии намечаются серьезные изменения. В первую очередь связанные с политической обстановкой — хрущевская оттепель и курс на десталинизацию, обозначенный на ХХ съезде КПСС, требовали нового визуального языка, более динамичного и живого. В СССР показывают работы актуальных западных художников (в 1956 году в ГМИИ с успехом проходит выставка Пабло Пикассо, а в 1959-м — на Американской выставке в Сокольниках зрители увидели картины Марко Ротко и Джексона Поллока) и фотографов. В страну регулярно приезжают репортеры из Magnum Photos — Анри Картье-Брессон, Эллиотт Эрвитт, Корнелл Капа.
Любопытно, как Картье-Брессон описывает опыт своей первой поездки: «Люди выказывали удивление, — писал он, — что их без подготовки (!), вживую снимает какой-то фотограф-иностранец. Они задавали вопросы. Понять их я не мог, но произносил единственную (или почти единственную) фразу, которую мог усвоить: «Товарищ переводчик, сюда».

Всеволод Тарасевич стал одним из первых советских фотографов, заразившихся новым видением — движением к освобождению от однотипных сюжетов и набивших оскомину композиционных и световых решений. Сам фотограф очень точно описывает момент внутреннего перелома: «В журналах появлялись многочисленные работы «под репортаж». В те же поставленные или разыгранные сюжеты стали вводиться случайные детали, в кадре появлялись нерезкие крупные пятна, смазанное движение и прочие «шумы», как называл подобные штучки один из фотографов. Шумы должны были служить доказательством съемки «по ходу». Перестройка шла медленно. Говоря о себе, должен признаться, что в какой-то период я оказался солдатом без оружия. Снимать как прежде уже не мог, а как хотелось — еще не умел».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Побег тринадцати: истории террористок, которым Владимир Маяковский помог бежать из тюрьмы Побег тринадцати: истории террористок, которым Владимир Маяковский помог бежать из тюрьмы

Гимназист Владимир Маяковский написал свое первое стихотворение в тюрьме

Esquire

В российский прокат вышел «Отряд самоубийц: Миссия навылет»

Esquire
«Белград»: фрагмент из нового романа Нади Алексеевой «Белград»: фрагмент из нового романа Нади Алексеевой

Отрывок из романа Нади Алексеевой об «одиночестве в толпе»

СНОБ
Всего один шанс: 4 главных способа произвести хорошее первое впечатление Всего один шанс: 4 главных способа произвести хорошее первое впечатление

Лучшие советы по созданию потрясающего первого впечатления

Playboy
Два капитана: пенис и мозг — кто кем управляет? Два капитана: пенис и мозг — кто кем управляет?

Наличие пениса и мозга составляют правильный тандем всей мужской жизни

Maxim
Подвижные магнитные квазимонополи предложили искать при комнатной температуре Подвижные магнитные квазимонополи предложили искать при комнатной температуре

Открыта среда, в которой возможно распространение магнитных квазимонополей

N+1
Как кошки захватили мир Как кошки захватили мир

Рядом с нами живут существа, проигнорировавшие несколько тысяч лет эволюции

Вокруг света
Пломбир в вафельном стаканчике нацелился на Африку Пломбир в вафельном стаканчике нацелился на Африку

Компания «Айсберри» запустила крупнейшую в России фабрику по выпуску мороженого

Эксперт
Шаровая молния: правда или вымысел Шаровая молния: правда или вымысел

Что такое шаровая молния?

Playboy
Расследование исчезновения трехлетней Мэдлин Маккан. Отрывок из книги Расследование исчезновения трехлетней Мэдлин Маккан. Отрывок из книги

2007 года из номера португальского отеля пропала трехлетняя Мэдлин Маккан

СНОБ
Почему не стоит пренебрегать своей темной стороной? Почему не стоит пренебрегать своей темной стороной?

Почему обрести внутренний покой проще, перестав бороться с собой?

Psychologies
Александр Снегирев: Плохая жена хорошего мужа. Сборник рассказов о поколении сорокалетних Александр Снегирев: Плохая жена хорошего мужа. Сборник рассказов о поколении сорокалетних

Книга про отношения полов, поиск себя, одиночество и дистанцию между людьми

СНОБ
7 фильмов про любовь к жизни, которые поднимут настроение 7 фильмов про любовь к жизни, которые поднимут настроение

После просмотра этого кино вы захотите что-то изменить и начать действовать

GQ
«Никакой магии»: как сервис CarPrice чуть не разорился, но в пандемию нарастил обороты «Никакой магии»: как сервис CarPrice чуть не разорился, но в пандемию нарастил обороты

Как онлайн-аукцион авто CarPrice совершал ошибки и потом их исправлял

Forbes
Слушать тишину Слушать тишину

Ладога, Валаам, Карелия... То, что доктор прописал для измученных суетой

Лиза
Тестировщик: ключевая фигура в IT Тестировщик: ключевая фигура в IT

Молодая профессия в IT — тестер программного обеспечения

Популярная механика
Фильмы, в которых работников ресторанов видно, как под лупой Фильмы, в которых работников ресторанов видно, как под лупой

Фильмы о том, что творится за тяжелыми створчатыми дверьми ресторанов

GQ
Как жить после измены: 6 главных ошибок, которые совершают женщины Как жить после измены: 6 главных ошибок, которые совершают женщины

Пережить измену сложно. Примирение возможно, хотя этот путь и нелегок

Cosmopolitan
«Начинка» для авто: как были изобретены некоторые автомобильные опции «Начинка» для авто: как были изобретены некоторые автомобильные опции

Некоторые автомобильные опции были плодом творчества людей из самых разных стран

Вокруг света
История одной фотографии: моряки отдают честь безногому ветерану Великой Отечественной войны История одной фотографии: моряки отдают честь безногому ветерану Великой Отечественной войны

И все-таки — фотография документальная или постановочная?

Maxim
Четыре всадника развода: причины, по которым расходятся 90% пар Четыре всадника развода: причины, по которым расходятся 90% пар

В уравнении отношений есть переменные, которые приводят к распаду пары

Cosmopolitan
Максим Кронгауз Максим Кронгауз

Максим Кронгауз с наслаждением изучает речь нашей эпохи

Esquire
ПДД для колесниц: краткая история колесного транспорта ПДД для колесниц: краткая история колесного транспорта

Сколько человек нужно, чтобы безопасно вести машину?

Вокруг света
Ребенок из пробирки: 10 любопытных фактов об ЭКО Ребенок из пробирки: 10 любопытных фактов об ЭКО

Интересные факты и мифы об ЭКО — экстракорпоральном оплодотворении

Вокруг света
Так нельзя! Цвета и виды одежды, запрещенные в разных странах (даже европейских) Так нельзя! Цвета и виды одежды, запрещенные в разных странах (даже европейских)

Cамые странные модные запреты, действующие в разных государствах планеты

Cosmopolitan
Почему у пожилых людей портится характер? Почему у пожилых людей портится характер?

Почему с пожилыми людьми сложнее ладить и действительно ли причина в возрасте

Psychologies
Как учиться на своих ошибках: программа из 5 шагов Как учиться на своих ошибках: программа из 5 шагов

Как научиться прощать себя и извлекать пользу даже из ошибок?

Psychologies
Почему мы так говорим: «газетная утка» Почему мы так говорим: «газетная утка»

Газетные утки – куда отвратительней медицинских. Отчего их так прозвали

Maxim
«Жена меня обижает»: что не так с жалобами мужчин на домашнее насилие «Жена меня обижает»: что не так с жалобами мужчин на домашнее насилие

Что не так с освещением в СМИ случаев домашнего насилия над мужчинами

Cosmopolitan
Мягкий пол Мягкий пол

Виды и способы укладки ковровых покрытий

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении