Английский кукурузник, который прихлопнул «Бисмарка»
Героическая история торпедоносца Fairey Swordfish.
Когда произносишь слово «торпедоносец», в голове сразу возникают образы из старого советского фильма «Торпедоносцы». Там на экране блистает величественный и мощный Ил-4. На его фоне британский торпедоносец «Фэйри-Суордфиш» кажется не то что бедным родственником, а сиротой-инвалидом. Старенький биплан с неубираемым шасси, открытой кабиной, черепашьей скоростью и никаким вооружением. Курам на смех! Ага, вот только при всем при этом британская «Рыба-меч» стала одним из самых, если не самым успешным торпедоносцем Второй мировой.
Это особенно удивительно, учитывая, что даже на момент принятия «Суордфиш» на службу его конструкцию справедливо считали устаревшей. Разработку многоцелевого палубного самолета, который можно использовать как разведчик, корректировщик огня и торпедоносец, в Великобритании начали еще в первой половине 30-х. Требования к нему были невысокими. Главное, чтобы машина уверенно взлетала и садилась на палубы 200-метровых авианосцев. С этим проблем не было.
Даже без вооружения и боезагрузки «Рыба-меч» летала не быстро — 270 км/ч ее предел. Мешало примерно все. И неубирающиеся лапти шасси, и открытая кабина, и вообще устаревшая конструкция биплана как таковая. Не поддавал жару и скромный радиальный двигатель Bristol Pegasus — он не мог выдать и 700 л.с. Вместо скорости «Суордфиш» предъявлял другие козыри. Прежде всего очень понятную и надежную управляемость. С машиной легко находили язык даже неопытные летчики. А что еще нужно военной технике?