Трансформация и акустика
Как прошел первый сезон концертного зала в «Зарядье»
Осенью прошлого года в Москве в парке «Зарядье» открылся новый концертный зал с двумя площадками для выступлений: большой, на 1600 зрительских мест, и малой, вмещающей 400 человек. Здесь можно услышать классику, джаз, посетить спектакли, лекции-концерты и мастер-классы. «Русский репортер» поговорил с генеральным директором зала Ольгой Жуковой об особенностях площадки, продвижении непопулярных проектов и о том, почему среди концертных залов нет конкуренции.
Вы раньше занимались менеджментом в культуре — и вдруг стали директором нового концертного зала. Как это произошло?
Для меня это произошло неожиданно — позвонили и предложили. Сейчас я, конечно, понимаю, что была готова к руководству таким большим проектом. Я работаю в концертной сфере больше 20 лет как управленец в культурной отрасли.
Вы с детства были связаны с музыкой?
Я, конечно, как и многие в нашем советском детстве, окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Но по образованию я филолог, окончила МГУ и хотела быть преподавателем русского языка и литературы всю жизнь — даже работала по специальности первые годы после университета. Просто сама жизнь меня вывела в другую сторону.
Вы вмешиваетесь в творческий процесс?
Да, и очень активно. В штате зала сильный продюсерский отдел, который предлагает мне концертные программы, но решение всегда остается за мной, поскольку все, что происходит в зале, — моя и только моя ответственность. Приходится слушать по несколько часов разной музыки ежедневно, кого-то приглашать сейчас, кого-то оставлять на потом. Концертная программа уже сформирована почти на три года вперед.
Чем вы отличаетесь от других залов?
У нас единственный зал в России с такими акустическими параметрами и технологиями. С другими залами нас не надо сравнивать, мы все коллеги и работаем в одном поле, где цель у всех одна — просветительская: чем больше слушателей придет в концертный зал, тем лучше будет и нам, и культуре нашей страны.
Плюс новой площадки в том, что мы современные, это привлекает молодежь. Людям нового поколения больше нравятся современная форма, дизайн, этим мы им действительно близки. Зал находится в парке, где можно совместить концерт с прогулкой, посмотреть на Москва-реку.
На фоне Московской филармонии и консерватории вы выглядите экспериментаторами.
Не совсем так, просто мы ищем себя, свою четкую линию, а наши технологии позволяют это делать. На других площадках многое из того, что мы воплощаем в зале «Зарядье», невозможно: звук, свет, трансформация сцены. Мы попробовали работать на стыке нескольких жанров: балет, опера, драматическое искусство. Павел Каплевич поставил для нас новую постановку «Кармен» и назвал этот жанр полиформой.
В конце июня мы закроемся и начнем монтировать орган, инаугурация которого запланирована на 29 февраля 2020 года. Это будет французский инструмент с 85 регистрами, изготовленный старинной французской компанией.
Есть какой-то проект, которым вы больше всего гордитесь?
Почти каждый, который был на сцене зала в этом концертном сезоне. Были новые для российского зрителя имена артистов, громкие мировые и российские премьеры. В декабре был барочный проект прекрасной меццосопрано Джойс Дидонато и дирижером Максимом Емельянычевым. Я особенно горжусь всеми проектами барокко, это, на мой взгляд, очень современная история. Музыку для них написали в XVII веке, но, несмотря на это, сейчас она звучит очень современно.
На такие проекты обычно сложно набрать зал, тем более у вас новая площадка. Как вы действовали?
Любая новая площадка сталкивается с проблемами, потому что свою целевую аудиторию, преданного зрителя нужно еще найти. Работаем с аудиторией и в соцсетях, и на нашем сайте, и в СМИ. Но сказать, что мы уже знаем нашего слушателя в лицо сейчас, по прошествии первого сезона, я еще не могу.
Но интересно то, что наша аудитория не пересекается с аудиторией других концертных залов, и поэтому мы ни с кем ничего не делим. Хотя, казалось бы, меньше 5% людей слушают классическую музыку. Мы пока не знаем, кто эти люди и кто придет на ту же «Кармен» или Третий концерт Бетховена. Но приходят, зал продан, и это прекрасно! Недавно мы запустили в продажу билеты на гала-концерт лауреатов Конкурса имени П. И. Чайковского, который пройдет 28 июня в нашем зале. За несколько часов разобрали все билеты, и я подумала: это же парадокс. Люди покупали за немалые деньги кота в мешке — они ведь не знают, кто выйдет в финал, кто будет лауреатом. Но люди покупают, и это хороший признак нашего общества, срез нашей культуры.
На кого слушателю стоит обратить внимание в следующем сезоне?
Открывайте афишу и смотрите, мне сложно советовать. Может, вы хотите устроить просветительский вечер и послушать Малера или Мусоргского. Есть опера, джаз, барокко, много детских программ, «симфосказки», где прекрасные актеры читают сказки, а симфонический оркестр отвечает за музыкальную иллюстрацию. В идеале нужно ходить в классический зал регулярно, хотя бы раз в месяц, а лучше раз в неделю. Особенно семье, где растут дети, подростки, — это не стоит великих денег, поверьте, но удовольствие для души будет несравнимое!
Фотография: Из личного архива Ольги Жуковой
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl