Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортерКультура

Театр

Мнение: Чеховский начинает лето

Елена
Смородинова,
театральный
обозреватель
«РР»

Театральный сезон часто ассоциируется с чем-то дождливым и холодным. И это логично — как еще может быть с сентября по май, а лучше — с октября по середину апреля? На самом деле театр раздвигает границы и выходит на смежные территории. Сегодня никого не удивляет, что в июле (!) на относительно юный фестиваль «Вдохновение» на ВДНХ приедет премьера спектакля-инсталляции «Земля НОД», одной из самых неординарных театральных компаний FC Bergman из Бельгии. Несезон не пугает импресарио Федора Елютина, который несколько лет назад привез в Москву самый знаменитый спектакль-бродилку Remote X от немцев Rimini Protokoll и с тех пор регулярно поставляет новые театральные впечатления, в том числе и летом. Не выгоняет жара из особняков и иммерсивные постановки — это я вам сейчас не только как критик, но и как режиссер таковой говорю.

Но все это было бы невозможно, если бы в 1986 году на Учредительном съезде СТД СССР не возникла идея Чеховского фестиваля. После падения железного занавеса советский театр получил возможность стать частью мирового театрального процесса. На последнем съезде СТД СССР решили преобразовать союз в Международную конфедерацию театральных союзов (МКТС). Конфедерация стала учредителем, а Валерий Шадрин — организатором и руководителем первого Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова. Необходимость такого фестиваля активно доказывали Кирилл Лавров и Олег Ефремов.

И хлынуло: то, что раньше привозилось на гастроли, уложилось в стройную систему, каждые два года влияющую на восприятие театра. Спектакли Джорджо Стрелера, Питера Брука, Петера Штайна, Арианы Мнушкиной, Роберта Уилсона, Кристиана Люпы, Кристофа Марталера, Ромео Кастеллуччи, Хайнера Гёббельса… Это все Чеховский.

На прошлой неделе стартовал очередной, 14-й фестиваль. И хотя сегодня у Москвы уже есть (во многом и благодаря Чеховскому) масса возможностей увидеть мировой театр, Чеховский — это по-прежнему важно. Специальный блок китайских и японских театров, немецкий театр — в мировом блоке 22 спектакля из 15 городов мира. Но многие больше всего ждут «Донку» Даниэле Финци Паски. Режиссер, клоун и постановщик церемоний закрытия Олимпийских игр в Турине и Сочи выпустил спектакль-копродукцию с Чеховским фестивалем к 150-летию Чехова девять лет назад, и вот новая версия возвращается туда, откуда все и началось — в Москву, в Москву.

XIV Международный Чеховский фестиваль

Москва

14/05–21/07

Буря

Режиссер — Йетте Штекель

Театр Талия (Гамбург) на сцене Театра им. Моссовета

20/05, 21/05, 23/05, 24/05

В 32 Йетте Штекель получила «Фауста», национальную театральную премию Германии, за постановку «Ромео и Джульетты» в Театре Талия. К 36 годам — поставила около 30 спектаклей. В ее «Буре» — живая музыка джаз-бэнда «духов острова», а в соло саксофона и стихах можно услышать рев шторма. Для Йетте Штекель буря — это будущее. И смотрит она в него так, как умеют в немецком театре: серьезно, бесстрашно и не теряя сарказм. В роли Просперо — Барбара Нюссе, в репертуаре которой Раневская, король Лир и даже Господь Бог, бродящий в руинах Гамбурга 1945. В буклет спектакля включена беседа с философом Славоем Жижеком: «Утопия — верить, что все будет идти как шло. Беженцы — только начало. Настоящие проблемы придут потом. Возможно, у западного мира не хватит сил их решить. Тогда мы обречены».

Кармен

Режиссер и хореограф — Дзё Канамори

Компания «Ноизм» (Ниигата) на сцене Театра «Геликон-опера»

29/05-31/05

Дзё Канамори называют «пионером японского танца» и «жемчужиной японского танцевального мира». Его работы могут ругать критики, но всегда любит публика. Спектаклем «Кармен» компания «Ноизм» отметила свое десятилетие, предложив новый на тот момент жанр — драматический танец. В работе Канамори вернулся к новелле Мериме, вдохновившей создателей знаменитых оперы и балета. Вместе с танцем Канамори решил использовать текст; так в спектакле появился рассказчик, сам Проспер Мериме. В его роли ведущий актер SPAC Акихито Окуно. Да, именно таким, многослойным и перформативным, хореограф видит балет XXI века. При этом Канамори считает, что основа всего — классическая балетная подготовка.

Донка. Послание Чехову

Режиссер — Даниэле Финци Паска

Компания Финци Паска (Лугано), Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова при участии Театра «Види-Лозанн» на сцене Театра им. Моссовета

26/05-31/05

Донка — это удочка с колокольчиком, звенящим, когда рыба клюет. Чехов был заядлым рыболовом, и можно сказать, что рыбалка для него была чем-то вроде медитации. Режиссер и клоун Финци Паска, всегда ищущий «состояния легкости», был очарован этим образом. Он забрасывает свою удочку в озеро цирковой фантазии, рождая визуальную поэзию из висящих в пространстве предметов и тел. На все это Финци Паску вдохновили дневники Чехова. Интернациональная труппа, состоящая из актеров, клоунов-декадентов, музыкантов, танцоров и акробатов, заполняет сцену под музыку Марии Бонзаниго. Под звуки аккордеона, вальсов, старинных романсов и традиционных хоров перед нами проходит целый парад чеховских персонажей: врачи, вечные студенты, мечтатели, холостяки, юные девушки, проводящие свою жизнь в трауре. Сценки из утраченного мира сменяют друг друга под птичьи трели, шум ветра в кронах деревьев, китайские тени и разнообразие цветов.

Семь притоков реки Ота

Режиссер — Робер Лепаж

Компания «Экс Макина» (Квебек) на сцене Театра «Геликон-опера»

19/07-21/07

«Семь притоков реки Ота» — режиссерский подвиг Лепажа и гигантское театральное путешествие через времена и пространства. Первая версия семичасовой саги была создана в 1994 году. В новой версии канадский режиссер продолжает размышлять о том, как несколько килограммов урана, упавшего на Японию, изменили ход человеческой истории. Спектакль позволяет увидеть, как трагедии Холокоста и Хиросимы влияют на сознание не только тех, кто тогда выжил, но и на их потомков.

Фотографии: Cangialosi/Compagni Finzi Pasca (2); Kishin Shinoyama; Nicolas Descôteaux; Armin Smailovic

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сериалы Сериалы

Обзор новых сериалов. Рекомендации и оценки

Русский репортер
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Пришёл танцевать Пришёл танцевать

Владислав Лантратов — о мужской конкуренции и о будущем танца

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Музыка Музыка

Неочевидный брит-поп, пост-панк и экологический манифест

СНОБ
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Дед и бабки, красная шапка, человек-полено, орига Дед и бабки, красная шапка, человек-полено, орига

Другие красные шапки, бабки и Буратино

Правила жизни
Стильный пол Стильный пол

Отчего мужчины так равнодушны к своему образу

VOICE
«Нужно быть жесткой» «Нужно быть жесткой»

Режиссер Стася Толстая о съемках «Семейного счастья» и о счастье съемок

Weekend
Сталь ждет восстановления Сталь ждет восстановления

Что способствует росту производства стали в России

Ведомости
Каникулы в Крыму Каникулы в Крыму

Летнюю поездку на полуостров мы решили назвать «Большое крымское путешествие»

Отдых в России
Как в кино Как в кино

Как мода и кино дополняли друг друга в разные времена

Grazia
Алексей Екс Алексей Екс

Алексей Екс: сценарист, участник Высшей лиги КВН

Правила жизни
Пробегая над гнездом кукушки Пробегая над гнездом кукушки

Психологическая сторона любительского спорта

Men Today
Как очистить радиатор своими руками: 2 способа – простой и Как очистить радиатор своими руками: 2 способа – простой и

Кондиционер хуже работает, а двигатель подозрительно часто перегревается?

ТехИнсайдер
Павел и Зепюр Прилучные: «Нет ничего важнее семьи, все остальное может подождать» Павел и Зепюр Прилучные: «Нет ничего важнее семьи, все остальное может подождать»

Мне очень сложно без Зипи. Я такой человек, мне необходимо, чтобы она была рядом

Коллекция. Караван историй
Миллиард на неконтролируемом шуме Миллиард на неконтролируемом шуме

Звукоизоляция остаётся слабым местом новостроек

Монокль
Хлеб и вина Хлеб и вина

Как быть, если ты случайно поела на свидании, а он заплатил?

VOICE
Игра в классику Игра в классику

Стася Толстая — о причастности к фамилии и самом «семейном счастье»

OK!
Давление на автозаймы Давление на автозаймы

Что мешает автокредитам набирать обороты

Деньги
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Респект Респект

Респект: визионер Ибрагим Гатциев и журналист Роберт Гараев

Собака.ru
Открыть в приложении