Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортерКультура

Театр

Везение Греминой

— Лена, спасибо большое, не забывайте про нас и впредь)))

Смайлики. Цветочки.

Я листаю историю переписки в Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и пытаюсь вспомнить, слышала ли я такое еще от кого-то очевидно великого в масштабе российского театра и — одновременно — невероятно теплого и простого. Нет. Не слышала, не получала, да и вряд ли уже получу. Это сообщение прислала мне, начинающему критику, драматург, режиссер, основатель и директор Театра.doc Елена Гремина. Такое сообщение могла прислать только Елена Гремина, которая не только основала вместе с Михаилом Угаровым самый независимый театр — Театр.doc, но и стала мамой всей доковской семье.

Удивительное дело: на понятие театра-дома давно перестали молиться, в его возможности стали все чаще сомневаться как раз в нулевые — тогда, когда родился Док. Док, который стал Домом.

Он, Док, конечно, об этом едва ли задумывался — просто рос, звучал все сильнее и увереннее. Не боялся говорить ни про дело Магнитского («Час 18»), ни про болотные посадки («Болотное дело»), ни про бесланских матерей («Новая Антигона»). Все эти спектакли поставила мягкая и теплая, но стальная в своей творческой бескомпромиссности Елена Гремина. Она придумала «Театр.doc на гастролях в Москве» — когда Док, выселенный с Трехпрудного, бесконечно менял дом. Она звала «посмотреть репетиции» полицейских с собакой, дежуривших возле театра до премьеры «Болотного дела».

Она написала после смерти мужа и соратника Михаила Угарова: «Не надо соболезнований. Мне очень и очень повезло, что мы встретились — этого могло и не быть».

Она могла прийти в комментарии на Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и дать внятный совет на дурацкий вопрос вроде того, какой ноутбук купить, или трогательно извиняться: «Лена, это вы что, сидя на крыше ждете, когда я свое интервью посмотрю?! Ой, как неловко».

Эта способность быть на равных как будто становилась божественным пенделем и ускорителем, потому что и вниманию, и похвале Греминой было жизненно необходимо соответствовать.

Почти никогда ничего не правила. Однажды попросила: «Лена, с вашего позволения, если вам несложно, можно убрать про “маленький и гордый театр”? Но вы, конечно, сами решайте».

Те, кто работают в культурной журналистике, знают, как дорог такой тон, как он вымирающе редок. И цену этой гордости и независимости выдали только два не выдержавших с разницей в 46 дней сердца ровесников — Греминой и Угарова.

Театр.doc не отменил спектаклей. Ни 46 дней назад, когда ушел Угаров, ни сейчас. Доковские дети обещают устоять и удержать театр. А мы можем просто прийти в Театр.doc, купить билет и так помянуть Елену Анатольевну — на «Новой Антигоне», на «150 причинах не защищать Родину», на «Простить измену», на «Война близко», на «Краткой истории русского инакомыслия», на «Безумном путешествии за святыми дарами» — да и вообще на любом спектакле.

Диджей Павел

Авторы — театр post
Санкт-Петербург, Студия перформативных искусств СДВИГ

02.06

Для интеллектуалов, для людей

На десятом спектакле по пьесе минского драматурга Павла Пряжко известные умники-эстеты-минималисты от театра решили уйти в отрыв. Известно, что в основе текста Пряжко — популярные песни советской эстрады 1980-х, для работы над этим текстом был привлечен один из ведущих молодых российских хореографов Максим Петров. Кажется, есть основания предполагать танцы.

Взрослые снаружи

Постановка — Михаил Угаров, режиссеры — Варвара Фаэр и Александр Кудряшов
Москва, Театр.doc

30.05

Для людей

«Подхожу я к преподавательскому столу, ставлю портфель, поправляю костюм. “Здравствуйте, меня зовут Виктория Петровна”. А сама думаю — ну какая же я Виктория Петровна. Я же Вика, Вичка! — непридуманные истории взрослых людей о несовпадении паспортного возраста с внутренним. Последний спектакль, который поставил худрук Театра.doc Михаил Угаров с непрофессиональными актерами, выпускниками доковской «Антишколы».

Я говорю, что люблю тебя

Режиссер — Владислав Наставшев
Москва, Новое пространство Театра Наций

24, 05, 25.05, 26.05, 29.05, 30.05

Для людей, для романтиков

Музыкальный перформанс латыша Владислава Наставшева определяют как «медленные танцы». Режиссер тонких и при этом хитовых спектаклей в «Гоголь-центре» (на «Митину любовь» уже который сезон перед премьерой солд-аут) исполняет узнаваемые советские песни в современной авторской аранжировке, превращая любовную лирику в гражданскую. Возлюбленной может стать родина, и безответная любовь и невозможность расстаться — это сегодня тоже про родину. Наставшев впервые в России создает и исполняет перформанс, а зрители смогут не только услышать его пение под аккомпанемент рояля и гитар, но и потанцевать на сооруженной в Новом пространстве танцплощадке.

Приговоренный к смерти бежал

Режиссер — Дмитрий Волкострелов
Санкт-Петербург, ТЮЗ им. А. А. Брянцева

21.05, 22.05, 25.05

Для людей, для интеллектуалов

За прошлый спектакль в питерском ТЮЗе, «Розенкранц и Гильденстерн», где Дмитрий Волкострелов напоминает про шахматный поединок-легенду с 40 ничьими между Карповым и Каспаровым, российские критики вручили Дмитрию Волкострелову приз журнала Театр. В новой работе на этой же сцене Волкострелов идет от одноименного фильма французского режиссера и сценариста Робера Брессона 1956 года по мемуарам Андре Девиньи, бывшего узника тюрьмы Монлюк во время Второй мировой. Обещают рефлексию о творческом методе Брессона. Но можно предположить, что будет еще и мудрое и немного печальное размышление про эпоху, которое станет ключом к нам сегодняшним. Так, как умеет в нашем театре только Волкострелов.

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Фотографии: ТЮЗ им. Брянцева; Новое пространство Театра Наций; из архива Театр.doc (2); театр post

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом «Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом

Главные действующие лица иммерсивного театра Москвы — о секретах своего успеха

Forbes
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Европейские правые под знаменами Трампа Европейские правые под знаменами Трампа

Европу не ожидает стремительный «правый поворот» после смены администрации в США

Монокль
Ai-Da ИИ Ai-Da ИИ

Робот-вундеркинд или пустышка

Weekend
Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие» Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие»

Дмитрий Лысенков — о том, почему не всегда оправдывает злодеев, которых играет

Ведомости
Не подходи! Не подходи!

Запрет на приближение: когда и как его можно получить

Лиза
«Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было» «Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было»

Чему Николь Кидман научил фильм «Плохая девочка»?

OK!
Зимний гриль Зимний гриль

Закрываем холодный сезон снежным пикником в саду своего загородного дома

Лиза
Комплексный обет Комплексный обет

Как помочь любимой справиться с комплексами на пути к наслаждению?

Men Today
Герой любого времени Герой любого времени

Кирилл Кяро — о долге и ответственности перед людьми

OK!
В поисках частиц темной материи В поисках частиц темной материи

Три основные гипотезы о том, что представляют собой частицы темной материи

Знание – сила
Мир начинает борьбу с микропластиком Мир начинает борьбу с микропластиком

Микроскопические частицы пластика проникли всюду и могут влиять на все живое

Монокль
На пути к Иудейской войне На пути к Иудейской войне

Одним из главных персонажей евангельской истории был Ирод Антипа

Знание – сила
Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок

Непростой сюжет первичного публичного размещения акций

Ведомости
10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди 10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди

Как звезды теряли свой моральный облик и к чему это приводило

Maxim
Открыть в приложении