Кто пляшет и поет в усадьбе XIX века

Русский репортерКультура

Призраки прошлого

Кто пляшет и поет в усадьбе XIX века

Олеся Остапчукм

В центре Москвы в усадьбе поручика Александра Поливанова играют иммерсивный спектакль «Дом 19/07». Вся выручка от спектакля идет на оплату государственной аренды и содержание особняка, а также на восстановление флигеля, который был когда-то рядом с Домом. «РР» поговорил с президентом Фонда социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия и продюсером проекта Натальей Залюбовской о культурной ценности особняка, « жителях» Дома и нумерологии в судьбе проекта

Почему вы выбрали имеено иммерсивный жанр? Это дань популярности формата?

Главным аргументом при выборе формата постановки стал сам Дом – городская усадьба А.К. Поливанова XIX века. Интерьеры, атмосфера, фасад, архитектура, расположение комнат – все это вдохновляло нас и наше воображение. Когда окончилась реставрация, мы решили сделать в усадьбе театрально-зрелищную площадку. На наш взгляд, такое современное использование памятника архитектуры максимально полно выполняет те задачи, которые ставит перед собой наш Фонд – не только сохранить само здание, но и делать так, что оно продолжало жить. Оригинальный сценарий, музыка, театральный свет, звук, спецэффекты, иллюзия – все это создает мистический антураж  и погружает зрителя в атмосферу начала прошлого столетия.

Особняк часто горел и был в аварийном состоянии. Многое удалось восстановить?

Восстановление особняка – достаточно долгий и трудоемкий процесс, требующий работы не только мастеров-реставраторов, но и историков, юристов, экспертов и т.д.  Дом за всю свою историю, особенно после расселения послевоенных коммуналок, менял собственников и арендаторов, и, как следствие этих постоянных перемен, находился без надзора. Были пожары, было забвение, было тотальное разрушение. Благодаря архивам, историко-культурной экспертизе, золотым рукам мастеров, инвесторам и слаженной работе строителей,  главному дому городской усадьбы А.К. Поливанова вернули исторический вид.  И фасад Дома, и интерьеры по-прежнему входят в предмет охраны. Поэтому мы не можем менять цветовую гамму памятника культуры, делать перепланировку и т.д.

В анонсе спектакля сказано, что сценарий постановки был написан в доме. Какая атмосфера была в особняке на тот момент?

В Доме всегда царит особенная атмосфера. Не зря мы обращаем внимание наших гостей на то, что именно Дом выбрал их. В любом старом Доме есть истинные хозяева – призраки тех людей, что жили здесь когда-то. Наш Дом – светлый, несмотря на драматичный сюжет. Именно это способствовало выбору финального сценария, по которому пошла работа. Какая была атмосфера? Прозвучит банально, но эмоциональный взрыв и катарсис не миновали и нас. Тонкие нити электрического напряжения связывают весь процесс невидимой нитью - по нервному накалу каждый спектакль для нас как первый.

А были какие-то мистические ситуации?

Конечно! В основе нашего сюжета лежит арбатская легенда о Призраке Белой Дамы, живущей в нашем особняке. Она не покидает Дом. Рано утром можно услышать, как она поет в одной из комнат на верхнем этаже особняка, очень часто мы теряем вещи, всегда оставляем ей угощения, во время фотосъемок у нас случаются очень необычные кадры… Присутствие нашей Белой Дамы иногда ощущается даже физически. Но Дама очень любит гостей!

Остальные герои тоже имеют прототипы?

Сразу хочу сказать, что мы намеренно не брали за основу истории, основанные на реальных событиях. Может быть, это будет в следующих сериях. По сюжету все герои, которые «проживают» в спектакле, это призраки. Только одна девушка живая и живет в 2018 году. Остальные - из 1907 года. Почему именно этот год, почему именно эта девушка с ними общается, и кем они друг другу приходятся, - это как раз история, разбитая на три части, три маски. Если зритель увидит все три маски, то он узнает все детали общей истории главных героев. Театр полного погружения заставляет гостей Дома следовать его правилам. При этом в спектакле общая завязка событий – свадьба дочери хозяина усадьбы, с традиционными для 1907 года угощениями, и общий для всех гостей финал.

Что вы хотите донести до зрителя?

У нас очень трогательная финальная сцена. Зрители обычно плачут, причем, и женщины, и мужчины. Мы хотим сказать, что, несмотря на преграды и сложности в жизни, волшебство случается. Надо просто верить. В финале ощущение разбитого сердца сменяется ощущением, что любовь и добро побеждают. И никакая мистика не может помешать любви.

В спектакле много цифр: название, время, определенное количество артистов и зрителей. Зачем?

Нумерология всегда сопутствовала мистике. И, когда мы задумывали спектакль, цифры были во всем. У нас есть часы, которые ведут обратный отсчет, календари, деньги, карты. Деньги 1907 года, определенное количество пачек, ими оперирует один из героев. Цифры – это ход времени для нас, и в спектакле об этом постоянно напоминают. С одной стороны, ты смотришь спектакль и не следишь за временем, а с другой все напоминает о том, что время быстро уходит.

Фотография: из личного архива Натальи Залюбовской

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Благословенное проклятие Дины Рубиной Благословенное проклятие Дины Рубиной

Как строить жизнь и экстремальные повороты сюжета

Русский репортер
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Встреча в лифте Встреча в лифте

О движении навстречу друг другу и о движении от себя-ребенка к себе-родителю

Afternoon Seasons of life
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Раскрыть денежный потенциал Раскрыть денежный потенциал

Алексей Ситников – о том, как психология денег влияет на их количество

Psychologies
От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре

Каким был длинный и богатый маршрут русского мата

Maxim
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании» Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании»

Об актуальных профессиях и работе с молодыми специалистами

Ведомости
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей

Каких покупателей стараются привлекать торговые центры?

Forbes
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Доска объявлений: много ли теннисисты зарабатывают на спонсорских нашивках Доска объявлений: много ли теннисисты зарабатывают на спонсорских нашивках

Почему теннисисты не могут выглядеть, как облепленные логотипами гонщики

Forbes
Ткать узор дальше Ткать узор дальше

Почему последствия ссоры с Россией окажутся болезненными для Азербайджана?

Монокль
Почему важно вовремя менять модель управления Почему важно вовремя менять модель управления

Как уметь в нужный момент менять управленческую модель

Forbes
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
«История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро» «История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро»

О магии, которая должна была изменить судьбу человека, — ворожбе

N+1
Вековые традиции Вековые традиции

Не получается нарисовать стрелки, а тени сразу скатываются?

Лиза
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Ученые превратили растительные отходы в топливо для самолетов Ученые превратили растительные отходы в топливо для самолетов

Технологию производства авиатоплива из биомассы создали в РГУ нефти и газа

ТехИнсайдер
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Открыть в приложении