«Вы удивитесь, но это первый на моей памяти губернатор, которому важно сохранить здоровую среду обитания»
Почему год экологии, по мнению защитника природы, превратился в фикцию
Имя координатора общественной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» Андрея Рудомахи на юге России давно стало нарицательным — оно ассоциируется с непримиримой борьбой за экологию. Если кто-то где-то протестует против насилия гомо-не-вполне-сапиенс над природой, можно не сомневаться, что не обошлось без участия этого человека с копной курчавых волос на голове, в большущих очках и камуфляжном костюме — и как организатора, и как рядового протестанта в поле
Как бы вы охарактеризовали положение дел в экологической сфере в нашей стране?
Вне всякого сомнения, критическое. Ни один госорган, в том числе специализированные — такие как Минприроды России и входящие в его состав службы — не обеспечивает выполнение задач по охране окружающей среды и благоприятной среды обитания граждан. Деградация окружающей среды, уничтожение дикой природы продолжаются во все возрастающем масштабе. Я косвенно знаю ситуацию в других регионах, но на Северном Кавказе знаю достаточно хорошо и предметно. Из наиболее критичного назову продолжающееся уничтожение Сочинского национального парка в коммерческих интересах олигарха Потанина (компании «Роза Хутор» и «Обер Хутор»); начинающееся разведочное бурение на глубоководном шельфе Черного моря, которое будет осуществлять итальянская компания ENI по заказу «Роснефти»; проект дороги Кисловодск—Сочи, которую хотят проложить через Кавказский заповедник. Экологический беспредел, спровоцированный задачей любой ценой построить в Сочинском нацпарке олимпийские объекты, никак не закончится. Также продолжается деградация российского экологического законодательства.
К кому бы вы обратились за советом как к профессионалу в вашей сфере деятельности?
Это сложный вопрос, поскольку те, кто у нас считается «профессионалами» в сфере экологии, как правило, находятся на службе у государства, которое и в частном и в малом осуществляет антиэкологическую политику. Большинство ученых тоже в той или иной степени ангажированы. Тем не менее на региональном уровне могу отметить ученый коллектив Кавказского заповедника, отличающийся не только профессионализмом, но и принципиальностью, а также Гринпис России — мы часто к ним обращаемся за советом.
Было ли что-нибудь хорошее в этом году, связанное с экологией?
Что-то совершенно очевидное со знаком плюс отметить, к сожалению, нельзя. Год экологии оказался чистой фикцией. Может, я бы отметил тот факт, что в ноябре на экологические проблемы Челябинской области, в частности на проблему строительства ГОК, обратил внимание Владимир Путин и даже позвонил активистам-экологам. Но обратить внимание еще не значит, что проблемы будут разрешены! Очень важно, приведет ли это к реальным результатам. Хорошо, если так произойдет и президент и в дальнейшем будет уделять экологии особое внимание. Учитывая сложившуюся в стране авторитарную модель управления, в нынешней реальности это могло бы привести к наиболее быстрым результатам и изменениям. К главным событиям со знаком минус я бы отнес начало реализации крайне опасного проекта, направленного на добычу нефти на глубоководном шельфе Черного моря. Это способно вызвать глобальную экологическую катастрофу, которая ударит по всем черноморским странам.
Что касается политических и экономических условий функционирования третьего сектора, то тут продолжается колоссальное давление государства на независимые общественные организации, в том числе экологические. Я как руководитель одной из них вынужден тратить большую часть своего времени не на природоохранную деятельность, а на преодоление создаваемых государством трудностей и обеспечение выживания организации.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl