Отношение к музыке

Джаз в русских усадьбах

Русский репортерРепортаж

Отношение к музыке

Джаз в русских усадьбах

Олеся Остапчук

Фото Валерий Латыпов

Этим летом в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Воронеже вновь пройдет фестиваль под открытым небом «Усадьба Jazz». На нем можно встретить не только джазовых музыкантов, но и исполнителей различных музыкальных направлений, таких как блюз, фанк, world music и lounge. «Русский репортер» поговорил с основательницей фестиваля Марией Семушкиной об отношении россиян к джазу, особенностях фестиваля и развитии музыкальной индустрии

В этом году фестивалю «Усадьба Jazz» исполняется 15 лет. Когда вы начинали, в России было мало похожих проектов. У кого перенимали опыт?

В моей голове эта идея родилась сама собой. Мне не доводилось бывать на крупных джазовых фестивалях. А в России ничего подобного не было. Может быть, именно поэтому захотелось его придумать. Я решила сделать фестиваль для таких, как я, для моих друзей и музыкантов, которых хотелось показать публике.

В одном из интервью вы говорили, что у каждого фестиваля должна быть «фишка». Какая особенность есть у «Усадьбы Jazz»?

Фестиваль проводится в русских усадьбах. Москва — усадьба Архангельское, Петербург — Елагиноостровский дворец, Воронеж — дворец Ольденбургских, Екатеринбург — усадьба Расторгуевых-Харитоновых. Договориться с руководством усадеб было очень сложно. Мне говорили: «Нет, вы что, нам тут люди не нужны. У нас исторический объект». А я убеждала их, что усадьбы нужно наполнять новой жизнью. Тогда казалось безумием занять все эти огромные территории, но у нас получилось. Мы были первым в России фестивалем с бродячими оркестрами. Людям хотелось свободно гулять по такому пространству — без ограждений и полиции. У нас и публика разного возраста: от нуля до 99 лет. Можно сказать, что это фестиваль для всей семьи.

Как удается все это организовывать самой и без привязки к крупному бренду?

Мы начинали не на пустом месте. За мной, конечно, никогда не стояло каких-то богатых родственников. Но у меня тогда уже был опыт фандрайзинга, общения со спонсорами. Я понимала, как создать предложение и как работать с прессой. С идеей провести фестиваль я пришла в одну из табачных компаний. Тогда еще можно было курить в общественных местах, разрешалось рекламировать сигареты. Компании моя идея понравилась, и несколько лет мы проводили фестиваль вместе. Но потом законодательство изменилось, и они не смогли дальше нас поддерживать. Был выбор: либо я беру все в свои руки и все риски только мои, либо я оставляю идею и начинаю заниматься чем-то другим. Я решила продолжать. А сейчас к нам каждый год приходят крупные и серьезные бренды и говорят, что хотят поддержать фестиваль, потому что для них это целевая аудитория и интересное в плане имиджа мероприятие. Например, в этом году пришел «Сбербанк Первый», который и стал генеральным партнером.

На сайте фестиваля приводится ваша цитата: «Мы сделали почти невозможное, сотни тысяч людей изменили свое отношение к музыке». Что именно стало другим?

В СССР была хорошая эстрада. Но потом наступило время перемен, и с музыкальной индустрией произошла катастрофа. Музыка стала очень примитивной, низкокачественной. Джазовые звезды у нас собирали скромные по численности аудитории. Постепенно, благодаря нашему фестивалю, любителей джаза становилось все больше. Популярные артисты тоже начали переходить в это направление. Например, в нынешнем году у нас выступит певица Елка со специальной программой.

На фестивале выступают как именитые музыканты, так и начинающие. Как проходит отбор исполнителей?

Первые годы мы еще ходили и кого-то сами высматривали, но сейчас нам поступает много заявок от желающих поучаствовать. Поэтому мы проводим конкурс для молодых исполнителей. Три дня эксперты из музыкальной индустрии слушают участников со всей России. Это позволяет многим открыть для себя разные двери, изменить представление о джазе, о современной индустрии в целом. Например, девушка в ресторане в Хабаровске поет джаз в платье с блестками, а сюда приезжает и понимает, что джаз может быть совсем другим и можно развиваться в другом направлении, завоевывать молодую аудиторию. Конкурс –– это всегда открытия как для жюри, так и для самих музыкантов.

Каких музыкальных проектов не хватает в России?

Мало музыкальных проектов зимой и в межсезонье. В концертных залах вся программа вокруг классики, составляют ее люди зачастую очень консервативные. А вот таких проектов, которые могли бы заинтересовать молодежь, нет. Но мы работаем в этом направлении. Например, осенью привезем в Москву певицу Джейн Биркин со специальной программой Gainsbourg Symphonic, посвященной творчеству Сержа Генсбура. Джейн Биркин выступит в Светлановском зале Дома музыки 2 ноября в рамках своего мирового турне.

У проектов на открытом воздухе всегда больше рисков. Погода сильно влияет на ваш фестиваль?

Безусловно. С этим всегда много проблем. Вы не поверите, но мне сегодня ночью снилось, что в Архангельском идет дождь. И мне каждый год снятся такие сны — страшно, что никто не придет из-за дождя! Такое бывало. Люди, конечно, приходили, но существенно меньше, чем в хорошую погоду. Мы неоднократно из-за погоды несли убытки. Но любовь к делу, искренняя благодарность тысяч людей и интерес к музыке всегда побуждают нас двигаться дальше. Фестиваль растет с каждым годом. Программы и, соответственно, музыканты на нашем фестивале во всех городах разные. И в России есть еще много мест, где я хотела бы сделать фестиваль.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Битва анаконды и каймана: кто победит Битва анаконды и каймана: кто победит

Фотографу дикой природы удалось снять удивительную сцену

National Geographic, сентябрь'19
Осеннее потепление на европейском фронте Осеннее потепление на европейском фронте

Что министры России и Франции обсуждали на встрече в Москве

РБК, сентябрь'19
Европейский спутник едва не столкнулся в космосе с аппаратом Маска Европейский спутник едва не столкнулся в космосе с аппаратом Маска

На орбите Земли чуть не произошла серьезная авария

National Geographic, сентябрь'19
Куда идти на шопинг в Нью-Йорке. Гид по неочевидным местам Куда идти на шопинг в Нью-Йорке. Гид по неочевидным местам

Почему многие ньюйоркцы выглядят так классно и самобытно

РБК, сентябрь'19
Глухой программист из Новосибирска научил компьютер понимать язык жестов Глухой программист из Новосибирска научил компьютер понимать язык жестов

Изобретение Алексея Приходько может принести пользу людям, лишенным слуха

National Geographic, сентябрь'19
Откуда озёра на Титане? Это шрамы от мощных взрывов: новая гипотеза Откуда озёра на Титане? Это шрамы от мощных взрывов: новая гипотеза

Новое исследование проливает свет на загадочную историю спутника Сатурна

National Geographic, сентябрь'19
На сколько поднимется уровень моря? Ученые нашли ответ в доисторической пещере На сколько поднимется уровень моря? Ученые нашли ответ в доисторической пещере

Исследователи пришли к неутешительным выводам

National Geographic, сентябрь'19
Определены самые загрязненные города России. Все они находятся в азиатской части страны Определены самые загрязненные города России. Все они находятся в азиатской части страны

Минприроды опубликовало список из 22 городов с самым высоким уровнем загрязнения

National Geographic, сентябрь'19
Кому новый айфон: iPhone 11, iPad 7 и остальные новинки Apple Кому новый айфон: iPhone 11, iPad 7 и остальные новинки Apple

Apple презентовала новые поколения уже легендарных iPhone, iPad и Apple Watch

Men’s Health, сентябрь'19
Тимоти Шаламе как символ гендерной революции и новой свободы выбора Тимоти Шаламе как символ гендерной революции и новой свободы выбора

О том, как Тимоти Шаламе помогает нам всем бороться с гендерными предрассудками

РБК, сентябрь'19
Что будет с Солнцем: Хаббл сфотографировал умирающую звезду Что будет с Солнцем: Хаббл сфотографировал умирающую звезду

Красивое зрелище! И пугающее

National Geographic, сентябрь'19
Экстремальная засуха и низкая влажность. Какая погода ждёт Землю в ближайшие 100 лет Экстремальная засуха и низкая влажность. Какая погода ждёт Землю в ближайшие 100 лет

В Колумбийской школе инженерных и прикладных наук дали неутешительный прогноз

National Geographic, сентябрь'19
Гремучая змея с двумя головами найдена в США Гремучая змея с двумя головами найдена в США

Необычную особь гремучей змеи заметили в штате Нью-Джерси

National Geographic, сентябрь'19
Свидетельство по сдельной цене Свидетельство по сдельной цене

Бывшие акционеры ЮКОСа выдвинули новые обвинения

РБК, сентябрь'19
ФСБ проводит сетевое разминирование ФСБ проводит сетевое разминирование

Два онлайн-сервиса заблокируют из-за ложных сообщений о терактах

РБК, сентябрь'19
В новом формате В новом формате

Гид по Москве: самые модные места и развлечения столицы

Лиза, сентябрь'19
Вопрос жизни и смерти Вопрос жизни и смерти

Роберт Мур отправился в тайский храм, чтобы разобраться со страхом смерти

GQ, сентябрь'19
Ушел не попрощавшись Ушел не попрощавшись

Что делать, если мужчина вдруг просто исчез с твоего горизонта

Лиза, сентябрь'19
Конец кумира Конец кумира

Героя нашего времени больше не нужно ждать — он не появится никогда

GQ, сентябрь'19
Можно ли жить без сожалений? Можно ли жить без сожалений?

Причина сожалений – убеждение, что наша жизнь могла бы быть лучше

Psychologies, сентябрь'19
Европа без иллюзий Европа без иллюзий

Европейские элиты в растерянности

Эксперт, сентябрь'19
«Полёт журавля слышен издалека» «Полёт журавля слышен издалека»

В Китае всегда придавали огромное значение умению владеть кистью

Наука и жизнь, сентябрь'19
Миром правит Кэш Миром правит Кэш

Как эстонец Томми Кэш побеждает снобизм в мире современного искусства

Vogue, сентябрь'19
В шаге от беды В шаге от беды

В сентябре 1969 года случилось дипломатическое событие, сегодня подзабытое

Огонёк, сентябрь'19
Как поднять иммунитет Как поднять иммунитет

Что все-таки делать, чтобы болеть как можно реже?

Лиза, сентябрь'19
Уилл Смит Уилл Смит

10 октября выходит «Гемини», в котором у Смита сразу две главные роли

Elle, сентябрь'19
Французский связной Французский связной

Дизайнер Эди Слиман редко дает интервью — и это делает его слова только ценнее

Vogue, сентябрь'19
Кроличьи сказки Кроличьи сказки

Вот уже 65 лет главный символ Playboy – голова кролика – вдохновляет художников

Playboy, сентябрь'19
Девушка с обложки Девушка с обложки

20-летняя Оксана Плечко, рассказала о том, кем мечтала стать в детстве

Grazia, сентябрь'19
Новые сложности Новые сложности

Самые инновационные часовые новинки последних лет

Robb Report, сентябрь'19