Проекты, направленные на поддержание волонтерской деятельности в России

Русский репортерОбщество

Карта сообществ

В разных регионах России люди создают благотворительные фонды, приюты для бездомных, тестируют доступную среду в своем городе, создают некоммерческие образовательные проекты для детей.

«Русский репортер» вместе с Агентством социальной информации следит за жизнью прогрессивных сообществ и делится новостями некоммерческих организаций. В этом номере мы рассказываем о проектах, которые помогают людям с особенностями ментального развития устроиться на работу.

Фонд «Благо Дать»

В апреле в Мончегорске запланировано открытие мини-типографии, в которой будут трудоустроены люди с инвалидностью. Региональный благотворительный фонд «Благо Дать» в рамках проекта «Мой ориентир» организовал образовательные курсы полиграфической печати и 3D-моделирования. Сейчас в типографии устанавливается оборудование, и вскоре Юрий Маягин, сотрудник мурманской типографии, где уже работают люди с инвалидностью, встретится со своими подопечными и расскажет об их обязанностях. Часть техники в Мончегорск привезут из мурманской типографии, остальное оборудование закупят организаторы. В апреле к работе в мончегорской минитипографии приступят пять человек с инвалидностью.

Проект «Открытая среда»

В Краснодаре впервые удалось официально трудоустроить человека с особенностями ментального развития. Расстройство аутистического спектра не помешало Евгению освоить компьютер и английский язык. Эти навыки сыграли в резюме юноши ключевую роль: он получил должность архивариуса в продовольственной компании Cargill. Искать работу Евгению помогла директор проекта «Открытая среда» для людей с аутизмом Анна Сметана. Евгений получил предложение о работе после одной из конференций, посвященных людям с особенностями развития.

Фонд «Лучшие друзья»

«Нас часто спрашивают, зачем нашим ребятам работа и что это меняет. Ответ “все” не будет преувеличением». Сотрудники фонда «Лучшие друзья»

Благодаря программе трудоустройства фонда поддержки лиц с интеллектуальными нарушениями «Лучшие друзья» (Best Buddies Russia) у Наташи, подопечной фонда, появилась работа. Девушка заняла должность администратора детского парка «Кидзания»: она встречает и провожает гостей, следит за временем посещений и составом групп, просит посетителей рассказать о своих впечатлениях. Так как «Кидзания» — инклюзивный парк, проект уделяет много внимания своим стандартам работы: в компании проводят специальные тренинги по взаимодействию с особенными сотрудниками и особенными посетителями.

Инклюзивный проект Everland

18 000 — столько специалистов с инвалидностью каждый год выпускают российские вузы, но большая часть выпускников, увы, не соответствует требованиям рынка труда. Эти специалисты значительно слабее конкурентов без инвалидности. Московский социально-предпринимательский проект Everland — организация, в которой инвалидов не просто принимают на работу, но и обеспечивают полный цикл от стажировки до наработки портфолио и выхода на рынок труда. Everland не готовит специалистов для других компаний, а работает по модели замкнутого цикла: предоставляет услуги подготовленных в проекте специалистов и реальные контракты. Диапазон возможных профессий достаточно широк — от дизайнера до юриста.

Центр «Жизнь без слез»

В Махачкале открылось кафе «Время перемен». Это первое в России заведение, в котором работают люди с ментальной инвалидностью. Айшат Гамзаева, руководитель центра «Жизнь без слез», рассказала «РР», почему сотрудник с инвалидностью может работать на кухне лучше здорового человека и как обслуживать посетителей без слов

Айшат Гамзаева: «У людей с аутизмом свое целеустремление»

Вы открыли первое в России кафе, в котором работают люди с ментальными особенностями. На чей опыт ориентировались?

Я работаю в образовательном центре «Жизнь без слез» для детей с инвалидностью. В 2015 году я начала задумываться, что мне делать с ребятами, которым исполнилось 18 лет. Тогда мы создали отделение сопровождаемой трудовой занятости и стали учить ребят готовить, ходить в магазин, убираться. Потом мы съездили в Германию, в город Ольденбург, чтобы познакомиться со сложившейся там системой воспитания людей с ментальными особенностями развития. В кафе при училище работали молодые люди с инвалидностью. Я и подумала: почему нельзя сделать такое кафе у нас? Только общедоступное.

Как вы получили помещение?

Мы выиграли конкурс президентских грантов, получили около 2 120 000 рублей. Мы посчитали, что нужны помещение площадью 50–60 квадратных метров в центре города, оборудование, пять-шесть столиков… А потом провели опрос среди инвалидов, и ответы шокировали нас. Оказалось, что пространства таких размеров им будет недостаточно. Проходы в самом кафе должны быть широкими, приспособленный санузел, еще просили сделать низкую барную стойку.

В итоге мы взяли 200 квадратов, и на это ушло в четыре раза больше денег. В основном это пожертвования людей и помощь фонда «Территория добра». К концу ноября мы завершили проект. Сразу открыть кафе мы не смогли, потому что улица была не заасфальтирована — людям на колясках трудно подъехать. Пришлось ждать тепла, чтобы привести улицу в порядок.

Как вы готовили людей с инвалидностью к работе?

В центре мы учили их готовить, чистить, резать, месить и катать тесто. У кого-то получалось лучше мыть посуду или убирать — так и разделили обязанности. Мы знали, что с коммуникацией проблем не возникнет: среди наших детей нет угрюмых и забитых. Они давно социализированы и очень нуждаются в общении.

Сколько сотрудников в кафе?

Мы создали 15 рабочих мест, но для людей с особенностями развития сложно выдержать график с 9 до 21 часа. Кто-то работает каждые два дня, кто-то через день. Даже если человек не способен говорить, он все равно сможет стать официантом в кафе. Мы сделали карточки — листы заказа, в которых напротив блюд ставятся галочки. На кассе эти же блюда указаны: просто надо нажать на сенсор, и заказ отправится на кухню.

У вас есть сотрудники без инвалидности?

Да, два повара. Чтобы приготовить и подать блюдо правильно, все-таки требуются профессиональные навыки. Остальные сотрудники — с ДЦП, умственной отсталостью, шизофренией, РАС. Но мы наблюдаем за ними давно, никто из них не проявляет агрессии.

При этом им все равно было бы сложно найти работу?

Трудности возникают и у здоровых людей. А у ребят есть желание работать. Мы уговариваем девочку, которая моет у нас посуду, не работать всю смену: она худенькая, у нее ноги и руки трясутся. Но она настойчиво убирает, и повар удивляется, насколько чисто она моет — лучше, чем люди, с которыми он работал в ресторанах… Они же хотят быть как мы с вами.

Как давно вы занимаетесь помощью детям с инвалидностью?

С 2001 года. По профессии я экономист, а не педагог, но у меня ребенок с аутизмом. К тому моменту, когда открывался наш центр, мой сын был достаточно социализирован. Он стал помощником воспитателя, но работал без зарплаты. И когда другие воспитатели получали деньги, он печально на них смотрел, — тогда мы и оформили его. Сколько у него радости было! Как же я не догадалась сразу дать ему эту зарплату, даже из своих денег? Потом он окончил университет, сейчас работает педагогом в классе. Конечно, он там сильно устает, но у людей с аутизмом свое целеустремление. Они оперируют другими понятиями. Может быть, эти понятия правильнее, чем наши.

Анна Рыжкова
Фотографии: pixabay.com; из личного архива Айшат Гамзаевой

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Без лишних слов Без лишних слов

Эмодзи — не просто забавные картинки

GQ
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Чем Вл. Зеленский — не Вл. Путин Чем Вл. Зеленский — не Вл. Путин

Главные русские вопросы украинских выборов

Русский репортер
5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать 5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать

Топ-5 самых необычных спортивных дисциплин с велосипедом

ТехИнсайдер
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Цена труда Цена труда

Как меняется уровень заработной платы и производительности труда в России?

Ведомости
Прохладная экономика Прохладная экономика

Слабая экономическая активность: аргумент в пользу смягчения монетарной политики

Ведомости
Худеем на супах Худеем на супах

Надоело скидывать вес на салатах и гречке? Попробуй суповые диеты

Лиза
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
О наследии Стефана Пермского О наследии Стефана Пермского

Кто может считаться первым исследователем истории и культуры коми народа?

Знание – сила
Сев в условиях нехватки влаги Сев в условиях нехватки влаги

Почему сокращаются посевы зерновых культур

Агроинвестор
Дачная палитра Дачная палитра

Как цвета растений на садовом участке влияет на тонус и настроение

Лиза
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
Катамараны Bering Катамараны Bering

Зачем Bering Yachts строит экспедиционные катамараны из алюминиевого сплава

Y Magazine
Совсем другой сюжет Совсем другой сюжет

Портрет итальянской верфи Cantiere del Pardo и самые актуальные ее модели

Y Magazine
Секреты мастерства Секреты мастерства

Princess F58: свежая модель в линейке британской верфи

Y Magazine
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа

У кого выгоднее приобрести подержанную машину: у дилера или частного продавца?

РБК
На берегах Амура На берегах Амура

Хабаровск – город, который можно не только посетить, но и… носить в кошельке!

Лиза
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют жизнь

Лиза
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
Открыть в приложении