Искусство, которое обращает внимание на проблемы экологии

Русский репортерКультура

Карта сообществ

В разных регионах России люди создают благотворительные фонды, приюты для бездомных, тестируют доступную среду в своем городе, разрабатывают некоммерческие образовательные проекты для детей. «Русский репортер» вместе с Агентством социальной информации следит за жизнью прогрессивных сообществ и делится новостями некоммерческих организаций. В этом номере мы рассказываем об искусстве, которое обращает внимание на проблемы экологии

«Проект ART-ХАОС. Мусорный ветер»

400 КГ столько мусора в среднем приходится на каждого жителя России в год. Студенты Томского педагогического университета приучают город к раздельному сбору мусора и проводят конкурсы арт-объектов из отходов под девизом «Расставайся правильно». Проект получил всероссийскую студенческую премию «Хрустальный апельсин»: за один год он превратился в информационный портал в социальных сетях, где студенты рассказывают о «мусорном» искусстве, и образовательную программу для детей Томска.

Художественный музей мусора «МУ МУ»

«МУ МУ» собрал огромную экспозицию «джанк-арта», или «треш-арта». Здесь можно увидеть карту России из пробок от шампанского, скульптуру человека из набитых мусором пакетов, букет из столовых приборов и «Конгломерат природы и мусора от нерадивого советского туриста» — корень клена, вросший в консервную банку 1965 года производства. Музей собрал работы художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Перми, Анапы и многих других городов. На фото — экспонат «Стульчик Дюймовочки»

Проект Plasticdoom

Дизайнер Галина Ларина создала из пластика модную коллекцию дождевиков, панамок, зонтиков и рюкзаков. Она установила в учебных заведениях коробки, куда можно было выбросить полиэтиленовые пакеты, и из переработанного материла делает ткань для своей «зеленой» коллекции Plasticdoom.

Акция «Час Зеленого Творчества»

«Мы должны избавиться от стереотипа, что экология — это только мусор и проблемы.» Евгений Бикмулов, иркутский экоактивист

Каждый год 1 августа жители Иркутска принимают участие в международной акции «Час зеленого творчества» и проводят в городе фестиваль «Байкал. Точка возврата»: придумывают перформансы, которые привлекают внимание к проблемам экологии, создают экокостюмы и инсталляции из мусора. Для новичков «зеленого движения» и тех, кто пока не понимает, что показывать на фестивале, на сайте проекта существует банк идей. Можно, например, сделать летнюю экообувь из остатков деревьев или пустить по воде кораблики из природных материалов.

Катерина Садовски: «Человек смотрит на греческие скульптуры, но совершенно не видит, что его окружает»

Проект Where is my plastic bag?

Московские художницы Лилия Ли-ми-ян и Катерина Садовски, выпускницы школы Родченко, все лето собирали пластик в разных арт-пространствах Москвы, от Пушкинского музея до Сколково. Из переработанных материалов они создадут скульптуры, напоминающие человеку о личной ответственности за «горы отходов». Катерина Садовски рассказала «РР», как проект Where is my plastic bag? перерастет в научное исследование и почему для экоэкспозиции требуется 23 тысячи евро.

Почему для вас как для художниц стала важна тема переработки мусора?

Мы уже работали с полимерными материалами. В прессе часто муссируется «мусорная» тема: все говорят, что пластиковый мусор — это большая проблема, но мы редко рассматриваем ее в контексте личной ответственности. Все хотят, чтобы пришел волшебный человек и все решил, чтобы правительство построило много заводов… Но дело не в том, что есть пластик, а в том, как мы сами с ним себя ведем! Мы съели что-то, избавились от упаковки — и счастливы: думаем, что если выбросить ее в обычную урну, она в океане не окажется.

Почему пластик нужно было собирать именно в музеях?

Потому что это пространство, к нам приближенное: мы ответственны за то, где мы находимся как художники.

Как вы договаривались с музеями? Вас, наверное, не сразу понимали.

Понимали не все. Мы звонили, рассылали по почте презентацию нашего проекта, показывали, как выглядит мусорка, объясняли, что предполагаем с этим делать… Многие нас проигнорировали, кто-то вообще негативно реагировал. Один директор музея просто сказал: «Это ***!»

Несколько площадок согласились участвовать. Что потом?

Мы установили в музеях баки, на которых было написано Plastic for art. Для Пушкинского музея, конечно, надо было написать по-русски, потому что там больше пожилых людей и категория посетителей не такая, как в ММOMА или Музее Москвы, например. Где-то раз в неделю мы приезжали и собирали по несколько мешков. Удивительно, насколько у нас люди не готовы думать головой! В мусорке для пластика чего только не было… Человек пришел в музей посмотреть на греческие скульптуры, но совершенно не видит, что его окружает. И из-за этой «проблемы головы» мы будем страдать, пока не пересмотрим свое отношение к тому, что у нас под ногами.

Что вы потом делали с пластиком, который забирали из музеев?

В перчатках все это мыли, сортировали, выбрасывали лишнее, по два-три часа в день. Это заняло даже больше времени, чем разработка самого проекта. Со следующей недели мы начнем сортировать пластик по номерам, раскладывать в разные мешки.

Для искусства активизм — уже родное явление. Мы на месяц как будто стали мусорной компанией, а не художниками. Иногда кажется, что сдвинуть ситуацию с мертвой точки невозможно. Потому что на разных этапах ты все равно сталкиваешься с человеческой тупостью — не конкретных людей, а вообще. Но когда мы запустили проект, нам и волонтеры, и друзья-художники, и многие незнакомые люди стали привозить пластик в мастерскую. Говорят, просто так теперь не смогут пластик выбрасывать — будут искать контейнеры рядом с домом. Это радует.

Вы запустили краудфандинговую кампанию, собираете 23 тысячи евро на проект. Почему так много?

Самая дорогая часть проекта — это производство. Переработанный пластик становится сырьем, который нужно расплавить, прежде чем приступать к литью скульптур. Потом создать 3D-модели и сделать формы из силикона. Еще одна важная часть — исследование ученых на тему полимеров, которое мы хотим запустить, а еще сделать несколько видео под крутым цифровым микроскопом, чтобы показать структуру пластика в его первоначальном виде и в переработанном.

Вы уже понимаете, как будут выглядеть скульптуры?

Мы планируем сделать шесть скульптур, есть уже модели. Они напоминают природные объекты — например, тающий ледник из полупрозрачного мутного материала, сталактиты, свисающие с потолка, абстрактные фигуры, похожие на органы или биологические клетки.

Как вы сами обращаетесь с пластиком дома?

Сортирую, конечно же. Я прессовала его и возила в студию, потом мне надоело это делать, потому что мы уже собрали достаточно. Мне повезло, что в моем дворе есть контейнеры для раздельного сбора мусора. Но раньше я пластик не сортировала — это пришло с проектом, и теперь по-другому я уже не смогу.

Анна Рыжкова

Фотографии: художественный музей мусора «МУ МУ»; из личного архива Катерины Садовски

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

То, что надо! То, что надо!

Opel Grandland X – новая достойная страница в истории старого доброго бренда

Playboy
Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных

Как убрать с дачного участка заползшую змею

ТехИнсайдер
Пятиминутный путеводитель по... отравляющим веществам Пятиминутный путеводитель по... отравляющим веществам

Все о ядах и отравляющих веществах за 5 минут

Esquire
Зинаида Кириенко. Любовь земная Зинаида Кириенко. Любовь земная

Сыграть в таких картинах и не получить народную СССР — нонсенс

Коллекция. Караван историй
Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются? Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются?

Какой гаджет выбрать, если хочется бутерброд с сыром, омлет или сэндвич?

CHIP
Ультраобработанные продукты: с детства на крючке Ультраобработанные продукты: с детства на крючке

Как ультраобработанная пища влияет на младенцев

Здоровье
«Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов «Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов

Юлия Топольницкая о секретах семейной жизни с актером и шоуменом Игорем Чеховым

VOICE
Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу

Из 34,5 миллиона мобилизованных в годы войны почти полмиллиона составили женщины

ФедералПресс
Большие проблемы Вселенной Большие проблемы Вселенной

Астрофизик Геннадий Бисноватый-Коган — о тайнах Вселенной и пути к их разгадке

Монокль
Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской

Культовые роли Евгении Добровольской, по которым мы будем её помнить

Правила жизни
Лучшие сериалы про мафию Лучшие сериалы про мафию

Сериалы про мафию: на тот случай, если вы устали пересматривать «Бригаду»

Maxim
Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать

Большой угрозы укус осы не представляет, но есть исключения

РБК
Сотворить «Онегина» Сотворить «Онегина»

Кто участвует в сотворении «Евгения Онегина» вместе с Пушкиным

Seasons of life
«Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)» «Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)»

Почему в начале XIX века в университетах было мало практических занятий

N+1
Семейный портрет Семейный портрет

Эксклюзивные кадры и интервью Анны Хилькевич и Артура Мартиросяна — для ОK!

OK!
Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы

Почему в России уменьшается объем финансирования проектов предпринимательниц

Forbes
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Удивительный трубкозуб Удивительный трубкозуб

Ожившей химерой с прошедших веков трубкозуба, шутя, обзывают

Знание – сила
Китайская оценка Китайская оценка

«Русал» получил третий китайский рейтинг в этом году

Ведомости
«Отборочный турнир» жилищного строительства «Отборочный турнир» жилищного строительства

У спорта и рынка жилья в России гораздо больше общего, чем кажется

Ведомости
Новый герой Новый герой

Денис Прытков о новой для себя сфере, страсти к рисованию и любви к театру

OK!
Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг

Как наш мозг реагирует на виртуальное питание

Forbes
Как путешествия меняют нас: 5 не заметных глазу трансформаций Как путешествия меняют нас: 5 не заметных глазу трансформаций

Как путешествия влияют на наше ментальное и физическое здоровье?

ТехИнсайдер
Сказка джунглей Сказка джунглей

Как создать в своей квартире тропическую атмосферу

Лиза
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
Художники Художники

Рассказ Александра Маркова «Художники»

Знание – сила
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
Нефтяная кубышка: за и против Нефтяная кубышка: за и против

Нужен ли России стратегический запас нефти?

Монокль
Как будет работать ОСАГО без учета износа. Об этом лучше знать заранее Как будет работать ОСАГО без учета износа. Об этом лучше знать заранее

Возмещение по ОСАГО без учета износа деталей. Разбираемся в нюансах схемы

РБК
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
Открыть в приложении