Искусство, которое обращает внимание на проблемы экологии

Русский репортерКультура

Карта сообществ

В разных регионах России люди создают благотворительные фонды, приюты для бездомных, тестируют доступную среду в своем городе, разрабатывают некоммерческие образовательные проекты для детей. «Русский репортер» вместе с Агентством социальной информации следит за жизнью прогрессивных сообществ и делится новостями некоммерческих организаций. В этом номере мы рассказываем об искусстве, которое обращает внимание на проблемы экологии

«Проект ART-ХАОС. Мусорный ветер»

400 КГ столько мусора в среднем приходится на каждого жителя России в год. Студенты Томского педагогического университета приучают город к раздельному сбору мусора и проводят конкурсы арт-объектов из отходов под девизом «Расставайся правильно». Проект получил всероссийскую студенческую премию «Хрустальный апельсин»: за один год он превратился в информационный портал в социальных сетях, где студенты рассказывают о «мусорном» искусстве, и образовательную программу для детей Томска.

Художественный музей мусора «МУ МУ»

«МУ МУ» собрал огромную экспозицию «джанк-арта», или «треш-арта». Здесь можно увидеть карту России из пробок от шампанского, скульптуру человека из набитых мусором пакетов, букет из столовых приборов и «Конгломерат природы и мусора от нерадивого советского туриста» — корень клена, вросший в консервную банку 1965 года производства. Музей собрал работы художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Перми, Анапы и многих других городов. На фото — экспонат «Стульчик Дюймовочки»

Проект Plasticdoom

Дизайнер Галина Ларина создала из пластика модную коллекцию дождевиков, панамок, зонтиков и рюкзаков. Она установила в учебных заведениях коробки, куда можно было выбросить полиэтиленовые пакеты, и из переработанного материла делает ткань для своей «зеленой» коллекции Plasticdoom.

Акция «Час Зеленого Творчества»

«Мы должны избавиться от стереотипа, что экология — это только мусор и проблемы.» Евгений Бикмулов, иркутский экоактивист

Каждый год 1 августа жители Иркутска принимают участие в международной акции «Час зеленого творчества» и проводят в городе фестиваль «Байкал. Точка возврата»: придумывают перформансы, которые привлекают внимание к проблемам экологии, создают экокостюмы и инсталляции из мусора. Для новичков «зеленого движения» и тех, кто пока не понимает, что показывать на фестивале, на сайте проекта существует банк идей. Можно, например, сделать летнюю экообувь из остатков деревьев или пустить по воде кораблики из природных материалов.

Катерина Садовски: «Человек смотрит на греческие скульптуры, но совершенно не видит, что его окружает»

Проект Where is my plastic bag?

Московские художницы Лилия Ли-ми-ян и Катерина Садовски, выпускницы школы Родченко, все лето собирали пластик в разных арт-пространствах Москвы, от Пушкинского музея до Сколково. Из переработанных материалов они создадут скульптуры, напоминающие человеку о личной ответственности за «горы отходов». Катерина Садовски рассказала «РР», как проект Where is my plastic bag? перерастет в научное исследование и почему для экоэкспозиции требуется 23 тысячи евро.

Почему для вас как для художниц стала важна тема переработки мусора?

Мы уже работали с полимерными материалами. В прессе часто муссируется «мусорная» тема: все говорят, что пластиковый мусор — это большая проблема, но мы редко рассматриваем ее в контексте личной ответственности. Все хотят, чтобы пришел волшебный человек и все решил, чтобы правительство построило много заводов… Но дело не в том, что есть пластик, а в том, как мы сами с ним себя ведем! Мы съели что-то, избавились от упаковки — и счастливы: думаем, что если выбросить ее в обычную урну, она в океане не окажется.

Почему пластик нужно было собирать именно в музеях?

Потому что это пространство, к нам приближенное: мы ответственны за то, где мы находимся как художники.

Как вы договаривались с музеями? Вас, наверное, не сразу понимали.

Понимали не все. Мы звонили, рассылали по почте презентацию нашего проекта, показывали, как выглядит мусорка, объясняли, что предполагаем с этим делать… Многие нас проигнорировали, кто-то вообще негативно реагировал. Один директор музея просто сказал: «Это ***!»

Несколько площадок согласились участвовать. Что потом?

Мы установили в музеях баки, на которых было написано Plastic for art. Для Пушкинского музея, конечно, надо было написать по-русски, потому что там больше пожилых людей и категория посетителей не такая, как в ММOMА или Музее Москвы, например. Где-то раз в неделю мы приезжали и собирали по несколько мешков. Удивительно, насколько у нас люди не готовы думать головой! В мусорке для пластика чего только не было… Человек пришел в музей посмотреть на греческие скульптуры, но совершенно не видит, что его окружает. И из-за этой «проблемы головы» мы будем страдать, пока не пересмотрим свое отношение к тому, что у нас под ногами.

Что вы потом делали с пластиком, который забирали из музеев?

В перчатках все это мыли, сортировали, выбрасывали лишнее, по два-три часа в день. Это заняло даже больше времени, чем разработка самого проекта. Со следующей недели мы начнем сортировать пластик по номерам, раскладывать в разные мешки.

Для искусства активизм — уже родное явление. Мы на месяц как будто стали мусорной компанией, а не художниками. Иногда кажется, что сдвинуть ситуацию с мертвой точки невозможно. Потому что на разных этапах ты все равно сталкиваешься с человеческой тупостью — не конкретных людей, а вообще. Но когда мы запустили проект, нам и волонтеры, и друзья-художники, и многие незнакомые люди стали привозить пластик в мастерскую. Говорят, просто так теперь не смогут пластик выбрасывать — будут искать контейнеры рядом с домом. Это радует.

Вы запустили краудфандинговую кампанию, собираете 23 тысячи евро на проект. Почему так много?

Самая дорогая часть проекта — это производство. Переработанный пластик становится сырьем, который нужно расплавить, прежде чем приступать к литью скульптур. Потом создать 3D-модели и сделать формы из силикона. Еще одна важная часть — исследование ученых на тему полимеров, которое мы хотим запустить, а еще сделать несколько видео под крутым цифровым микроскопом, чтобы показать структуру пластика в его первоначальном виде и в переработанном.

Вы уже понимаете, как будут выглядеть скульптуры?

Мы планируем сделать шесть скульптур, есть уже модели. Они напоминают природные объекты — например, тающий ледник из полупрозрачного мутного материала, сталактиты, свисающие с потолка, абстрактные фигуры, похожие на органы или биологические клетки.

Как вы сами обращаетесь с пластиком дома?

Сортирую, конечно же. Я прессовала его и возила в студию, потом мне надоело это делать, потому что мы уже собрали достаточно. Мне повезло, что в моем дворе есть контейнеры для раздельного сбора мусора. Но раньше я пластик не сортировала — это пришло с проектом, и теперь по-другому я уже не смогу.

Анна Рыжкова

Фотографии: художественный музей мусора «МУ МУ»; из личного архива Катерины Садовски

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жатва Гиппократа Жатва Гиппократа

Что нового в медицине в последние 20 лет начавшегося века

Maxim
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Трагедия Александра Колчака Трагедия Александра Колчака

Бесстрашный морской офицер и истеричный неудачник в одном лице

Дилетант
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать 5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать

Топ-5 самых необычных спортивных дисциплин с велосипедом

ТехИнсайдер
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Губительный пожар, которого не было Губительный пожар, которого не было

ЧП на АПЛ К-152: диверсия врага или трагедия из-за человеческого фактора?

Наука и техника
Пять штрихов к портрету «Афгана» Пять штрихов к портрету «Афгана»

Ключевые задачи и решения 40-й армии в Афганистане

Монокль
Великая Отечественная промышленность Великая Отечественная промышленность

Как СССР превзошел Германию в промышленности во время войны

Ведомости
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
Что такое робот? Что такое робот?

Роботы вокруг нас: объясняем, как они работают и зачем нужны

Наука и техника
Нейросети в поисках персонала: как компании используют искусственный интеллект в рекрутинге уже сейчас Нейросети в поисках персонала: как компании используют искусственный интеллект в рекрутинге уже сейчас

Как рекрутеры используют нейросети — кейсы из России

ТехИнсайдер
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
«Чеченцы». Поколение «Чеченцы». Поколение

Кем были воины, прошедшие первую и вторую чеченские кампании?

Монокль
Стравинский. Танцы. Люди Стравинский. Танцы. Люди

Денис Мережковский разбирается в правилах хореографического импортозамещения

Moodboard
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание

Ампутацию считают древнейшей хирургической операцией

N+1
Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц

Шесть современных произведений, которые переосмысляют легендарные сюжеты

Forbes
Прекрасная Агнета Прекрасная Агнета

55 метров роскоши: Project Agnetha от дизайнера Луки Дини

Y Magazine
Тянет в Италию Тянет в Италию

Италия — точка притяжения художников, моряков и мечтателей

Y Magazine
Атлантические крепости Третьего рейха Атлантические крепости Третьего рейха

Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техника
Александр Невский и его время Александр Невский и его время

Александр Невский правил в тяжелое для нашего отечества время

Знание – сила
Сага мужества и стойкости Сага мужества и стойкости

Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

Монокль
Открыть в приложении