Карта сообществ
В разных регионах России люди создают благотворительные фонды, приюты для бездомных, тестируют доступную среду в своем городе, реализуют некоммерческие образовательные проекты для детей. «Русский репортер» вместе с Агентством социальной информации следит за жизнью прогрессивных сообществ и делится новостями некоммерческих организаций. В этом номере мы рассказываем об образовательных программах для детей из маленьких городов и деревень.
«Елизарово_док»
В селе Елизарово прошла Лаборатория документального театра. Несколько дней елизаровские школьники собирали материал для пьесы — исследовали село, брали интервью у соседей и родственников. Документалисты из Ханты-Мансийска, которые поселились в Елизарове на 10 дней, помогли детям из собранного материала составить пьесу — премьера спектакля прошла в День знаний в актовом зале сельского Дома культуры, который специально к премьере отремонтировали.
Лингвистический лагерь для эвенков
Амурский государственный университет организовал в селе Ивановское, где живут эвенки — малочисленный коренной народ Севера, лингвистический лагерь. Летом подростки 12–14 лет поселились в палатках в 20 километрах от своего села и изучали эвенкийский язык (который в сельской школе преподают только один час в неделю) вместе с замдиректора экспериментальной школы «Арктика» Клавдией Макаровой. Для уроков специально разработали разговорник из базовых грамматических структур, по которому в лагере и занимались подростки.
«Привет, я тоже из России»
«Дети в маленьких селах и городах почти никогда и никому не рассказывали ни о себе, ни о том месте, где они живут».
Авторы проекта «Привет, я тоже из России» — молодые учителя, которые несколько лет проработали в городах, а потом приехали в села Тамбовской области по программе «Учитель для России». «Училки» (так себя называют основательницы проекта Настя Хвастунова, Женя Симакова и Арина Сачкова) решили организовать школьные обмены — отправлять подростков в соседние села, где они две недели смогут поучиться в другой школе, поехать на экскурсию в ближайший город и позвать сверстников в гости в свое село.
«Кружок—Tур»
В прошлом августе команда разработчиков из Москвы отправилась в образовательный тур по России. За год проект «Кружок» провел бесплатные недели программирования для школьников в десяти малых городах, деревнях и селах — от Балтийска в Калининградской области до дагестанского села Хрюг. Студенты учились не только делать современные сайты, но и создавать проекты о месте, где они живут. Так появились трогательные проекты «Дружные морем» о Новороссийске и «Посмотри одним глазком» о селе Глазок. Сооснователь «Кружка» Сергей Нугаев рассказывает о том, как в детских проектах разглядеть культурный код региона и почему фестиваль в Сардаяле стал «квинтэссенцией жизни».
20,1 тыс. Примерно столько сельских школ, по данным Росстата, закрылось в России с 2000 года. Авторы проекта «Полярный десант» создают в селах Архангельской области отряды активистов и помогают разработать социальные проекты, найти на них финансирование. «Полярный десант» провел в 30 селах и деревнях области интерактивные уроки истории для школьников, профориентационные встречи и спортивные соревнования.
Сергей Нугаев: «Все приехали в Сардаял и увидели, как можно просто жить»
За год «Кружок» побывал в десяти маленьких городах и деревнях, где вы обучали детей программированию. Как появилась идея такого тура?
Команда «Кружка» — и действующие разработчики, и преподаватели. Мы делали для Moscow Coding School детские и взрослые курсы, работаем с НИУ ВШЭ, лагерем «Камчатка». С мыслью: «А что если взять и поехать в регионы?» — я пришел к своему другу Саше Братчикову — оказалось, что он уже полгода думает над похожей идеей. Начали с Воткинска — это родной город Саши. Потом была Вязьма, Калуга, а зимой нам написала знакомая из программы «Учитель для России»: «Я, конечно, понимаю, что вы вряд ли приедете в село, но “Кружок — Глазок” звучит!» Пос ле Глазка о нас стали появляться материалы в СМИ, это был переломный момент.
Как произошел этот перелом?
До поездки в Глазок на занятиях мы просили ребят подумать о технологиях, которые улучшили бы их город. Идеи бывали футуристическими, например: «Давайте откроем магазин экзоскелетов и 3D-органов». В Глазке стало понятно, что ребята немножко оторваны от городской среды. Им было сложнее фантазировать, но дети захотели рассказывать о селе. Получился искренний рассказ о глубинке, который, как оказалось, всем интересен. Ребята сделали современный и очень живой сайт села.
После мы посетили деревню Сардаял, города Новороссийск, Гусь-Хрустальный, Тарусу, Балтийск, село Хрюг в Дагестане. «Кружок» стал подсвечивать жизнь регионов и иногда даже помогать решать их проблемы. Например, в Сардаяле школа — из бревен, построена в XIX веке. Весной она протекает, там холодно. В обычном мире об этой проблеме могли и не узнать, но в том числе благодаря вниманию к проекту администрация пообещала построить новую школу.
«Кружок» приезжает в город на неделю. Как вы проводите это время и знакомитесь с местом?
Мы занимаемся с детьми основами веб-разработки. Параллельно работаем: это совсем не отпускная поездка. Помню, как готовил проект для презентации в Лондоне, а вокруг — печальные апрельские пейзажи маленького провинциального города. Но в этом тоже жизнь! В Сардаяле мы ночевали в детском саду, завтракали на стульчиках детской кухни, раз в четыре часа приходил кочегар и топил печь: центрального отопления в деревне нет.
Успешные программисты неделю проводят со школьниками, которым не всегда даже информатику преподают. Дети привязываются?
Ощущения как после летнего лагеря. В Гусь-Хрустальном ребята в последний день нам сказали: «А что мы будем делать завтра?» Недавно открыл свою страницу «ВКонтакте», и там сообщение от Жоры из Новороссийска: «С днем рождения, братишка».
Как удалось собрать людей из разных городов на фестивале в Сардаяле?
Деревня находится между Йошкар-Олой и Казанью, последние шесть километров надо ехать по полю. Привезти туда 200 гостей — амбициозная задача. Но еще до начала фестиваля стало понятно, что все не зря.Нам присылали фото, как местные делают столы, строят беседки, проводят электричество — деревня ожила. Мы пригласили художников, музыкантов, местные рассказывали, как выпекать блины, затопить баню, группа СБПЧ выступила с концертом. Все приехали и увидели, как можно просто жить. Смеяться, петь, учиться, быть самим собой. Это такое откровение, квинтэссенция жизни. Я вернулся в Москву, пришел на работу после обеда и никак не мог ответить на вопрос: «Чем я занимаюсь?» Притом что моя работа мне очень нравится, и ответ на вопрос я знаю.
Что для вас главное открытие?
Люди здесь и люди там, искренние и смелые. Есть места, которые соответствуют обыденному взгляду на региональную Россию. Часто подростки заранее знают, что попытаются оттуда уехать в крупный город. Но контекст разный. Многие остаются «там» или возвращаются «туда». За последний год я стал более позитивно смотреть на то, что происходит вокруг. Да, я считаю, что у нашей страны не все в порядке и что она больна. Но когда открываешь таких людей, понимаешь: их гораздо больше, чем кажется. Ведь это работает по принципу «не благодаря, а вопреки»! Есть вера в то, что все потихоньку движется куда надо. Появилось поколение, которое начинает себя идентифицировать — оно готово сопереживать и жертвовать.
Фотографии: Кирилл Меркурьев; Дмитрий Кувалдин
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl