В селе Елизарово разбили лагерь любители документалистики со всего региона

Русский репортерОбщество

Каролина Шибко: «Чернота, пьянство, разбой — и это прекрасно»

Анна Рыжкова

В 80 километрах от Ханты-Мансийска, в селе Елизарово, где проживает 200 человек, разбили лагерь любители документалистики со всего региона. Десять дней они стучались в дома жителей и разговаривали с ними о семье, рыбалке, любви, пьянстве, чтобы написать пьесу в технике вербатим и поставить ее в чистом поле. Руководитель проекта Каролина Шибко рассказала, чем такой опыт был полезен для участников лагеря и для жителей села, куда из города можно добраться только летом по реке и зимой по льду

Как вы выбрали место, где будете собирать материал для пьесы?

Нам просто очень хотелось заниматься документалистикой, но не в городе. Село Елизарово недалеко от Ханты-Мансийска, но при этом окружено водой, поэтому осенью и весной нет никакого сообщения с городом. Ты вроде бы можешь дотянуться до цивилизации рукой, но не дотягиваешься, потому что стихия против тебя.

20 человек приезжает в село ставить спектакль. Что вы делали в первый день?

Наш лагерь был на окраине деревни, в конце одной из улиц. В первый день мы вообще практически не выходили к людям, нам было важно выстроить коммуникацию друг с другом. Первым заданием было ответить на вопрос «почему я плохой человек?» и записать себя на диктофон. Эти записи расшифровывались слово в слово, а потом тексты зачитывались перед всеми в случайном порядке. Пока ты сам не откроешь какую-то страшную тайну перед всеми, ты не имеешь права выходить к людям и вытаскивать из них подобные тайны.

Участники сами выбирали, к каким героям идти?

Мы знали, что в селе есть несколько важных персон: условно «бандит», «фермерша», «председатель совхоза»… Но у них могло быть много историй-заготовок, которые по сто раз уже всем рассказывались. А нам нужно было то, что человек никогда никому не говорил. Кого-то привлекали люди с милыми, ухоженными домами (такие хозяева «не выгонят»), кого-то, наоборот, маргиналы. Сложнее всего разговаривать с учителями: с ними все очень формально получается, и сколько бы часов ты с человеком ни провел, очень тяжело эту скорлупу отколупать.

Как вы вели разговор с людьми? Чем это отличается от обычного интервью?

Мы не готовили вопросов заранее, не подводили героев искусственно к каким-то темам. Приходишь и спрашиваешь сначала, например, почему такой низкий потолок в доме. И получаешь ответ: «Денег нет другую избу поставить. Сын погиб, я осталась без кормильца». Ты знаешь, что тебе нужно зайти в дом и не выйти из него через пять минут. Может быть, только на пятый день твой герой действительно тебе откроется. В конце наступает момент, когда становится стыдно за то, что ты пришел к нему с диктофоном.

Мы ведь так редко разговариваем… Да мы вообще не разговариваем со стариками, со своими родителями. Приходишь в дом, потому что получил такое задание. Но через некоторое время продолжаешь беседу уже потому, что сам хочешь слушать. Ты видишь жизнь без преломлений, видишь черноту, пьянство, разбой, но понимаешь, что и это прекрасно.

Как вы работали с материалом?

Бывает, что во время беседы словно в транс впадаешь: бабушка третий час рассказывает про войну, и ты ее уже не слышишь, поэтому важно переслушать весь материал самостоятельно. Потом мы зачитывали расшифровки вслух, и драматург делала для себя пометки. На шестой день проекта она сказала, что материала уже достаточно, и трое суток мы ее не видели.

О чем получился спектакль?

В пьесе семь частей, объединенных общими темами. Про рыбалку и лес, про алкоголь, от которого все беды — многие объясняли свои проблемы так: «потому что пьет» или «потому что пью». Где-то пьеса — о любви к отцу, а где-то о том, как отец всю жизнь человеку испортил. Где-то о нежности, а где-то о любви, от которой умереть хочется.

Герои пришли на спектакль?

Почти всех, чей материал вошел в спектакль, мы оповестили заранее. Старикам было очень приятно, что их жизнью интересуются, а молодые ребята боялись. От кого-то мы скрывали, что пришли с диктофоном, а когда признавались, слышали: «Я тебе душу открыл, а ты меня предала». Я думаю, это хорошая терапия, когда свою же боль можно пережить со стороны. В пьесе нет имен, все тексты перемешаны. В итоге мы со всеми остались друзьями.

У героев, чьи истории вы не взяли в пьесу, не было ощущения, как будто они напрасно вам раскрылись?

В пьесу не вошли очень тяжелые истории, о которых не хотелось говорить вслух, даже если не сообщаются имена. Нет, ощущения такого не было… Думаю, потому, что люди получили нечто ценное от самого разговора.

Почему 18+? Действительно герои не привели детей?

Очень много мата, откровенных сцен, а если выбросить это — выбросишь часть истории. Мы должны были поставить ограничение 18+ и предупредить родителей. Но почти все говорили: «Ну и что? Мы живем так, пускай приходят». Дети действительно не были удивлены.

А как реагировали зрители?

Когда они пришли на спектакль, было видно, что всем им страшно. В пьесе много странного и страшного материала с посылом: ваша жизнь — это жесть. Но никто не был обижен. В конце спектакля у нас вырос четырехметровый парус над деревней, играла светлая музыка и мы просто танцевали под этим парусом со всеми, кто пришел на спектакль.

Теперь спектакль можно поставить где-то еще?

Мы показывали постановку не на сцене, а в поле. Использовали конструкцию, из которой много лет назад должна была получиться ферма, но ее не достроили. Очень много писали звуков — электростанция, птицы, и использовали их во время постановки. То есть в таком виде спектакль мог существовать только единожды. Мы дали себе два месяца, чтобы поработать с пьесой, поставить ее в Ханты-Мансийске. С нами была девушка, которая весь процесс документировала, и в сентябре состоится премьера и спектакля, и кинофильма.

Фотография: Кирилл Меркурьев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новое двуличие Новое двуличие

Как с помощью провокации молодых людей подвели под статью об экстремизме

Русский репортер
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать» Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать»

Почему мы чувствуем бодрость, когда вдыхаем свежий воздух на природе?

ТехИнсайдер
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
Есть контакт Есть контакт

Певец и продюсер ELMAN о музыке в его жизни и его жизни в музыке

Men Today
«Хоспис — это дом, где берегут жизнь, сколько бы ее ни осталось»: отрывок из книги сотрудников фонда «Вера» «Хоспис — это дом, где берегут жизнь, сколько бы ее ни осталось»: отрывок из книги сотрудников фонда «Вера»

Отрывок из книги «Настоящее время», написанной сотрудниками фонда «Вера»

СНОБ
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
7 романов о длительных отношениях и семейных кризисах 7 романов о длительных отношениях и семейных кризисах

Топ-7 романов о кризисах в браках и их преодолении

Psychologies
Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино! Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино!

Почему черно-белое кино такое эстетичное?

ТехИнсайдер
«Темная сторона средневековой Японии. Оммёдзи, мстительные духи и жрицы любви» «Темная сторона средневековой Японии. Оммёдзи, мстительные духи и жрицы любви»

Почему буддизм не заставил японцев отказаться от рыбы

N+1
Рай от-кутюр Рай от-кутюр

Соосновательница брендов Splat и Edem о том, как построить бизнес с мужем

Grazia
«Фотокасса» сэкономит еду «Фотокасса» сэкономит еду

В России активно внедряются первые в мире умные весы на основе нейросети

Монокль
Порто-франко на Суэце Порто-франко на Суэце

Какие возможности открывает российская производственная зона в Египте

Монокль
Шеф, а что с зарплатой? Шеф, а что с зарплатой?

Почему тебе давно не повышали оклад и как изменить ситуацию

Лиза
«Одинокая планета»: драма с Лорой Дерн об отношениях, где женщина намного старше «Одинокая планета»: драма с Лорой Дерн об отношениях, где женщина намного старше

«Одинокая планета»: пляжное чтиво, которое не жалко забыть тумбочке в отеле

Forbes
Открыть в приложении