Режиссер Борис Хлебников — об «Аритмии» и годах презрения к сюжету

Русский репортерКультура

Культура / Кино

«Хотели сделать простую историю»

Режиссер Борис Хлебников — об «Аритмии» и годах презрения к сюжету

Текст: Василий Корецкий

Лучшим российским фильмом на фестивале «Кинотавр» признана «Аритмия» Бориса Хлебникова. Вернувшийся из сериального производства в большое кино, Хлебников сделал довольно неожиданную и противоречивую штуку. Скупая на страсти история пары молодых врачей (их играют Александр Яценко и Ирина Горбачева, известная своими комическими видеоскетчами в Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)), переживающих кризис отношений, наложена на чересчур богатый фон. Причем почти документальный и полный социального пафоса — производственные эпизоды «Аритмии» с большой достоверностью живописуют картины разложения российской системы здравоохранения, эффективно уничтоженной реформами. Василий Корецкий расспросил Бориса Хлебникова о соотношении интимного и плакатного в фильме, о работе с Ириной Горбачевой и даже узнал, как сделать из «чернухи» «доброе кино» (внимание: «Аритмия» — ни то и ни другое!)

Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Про что в итоге получилась «Аритмия» — про систему или про человека?

Про человека, который абсолютно равнодушен к системе.

Но система, конкретные проблемы российского здравоохранения, вся фактура работы «скорой» несколько заслоняют человеческую историю. Кризис отношений, постоянные миграции главного героя из супружеской постели на матрас и обратно выглядят однообразно по сравнению с таким богатым фоном.

А это так и было задумано. Мне хотелось снять кино про человека, абсолютно безответственного, инфантильного в семейных отношениях. Его настоящий психологический возраст — где-то 13 лет, при этом он абсолютно состоявшийся в профессии. Так часто бывает. Да и одно без другого в этой истории невозможно. Главный герой фильма — человек очень талантливый в своей профессии, поэтому работа оттеняет его личную жизнь.

Несмотря на то что фильм формально заканчивается хэппи-эндом, у него ведь на самом деле открытый финал?

Я абсолютно уверен, что это открытый финал. Что те две недели, которые охватывает действие фильма, — лишь часть отношений героев. Это их первый кризис, который объясняет им что-то очень важное — если искать тут какой-то хэппи-энд, то только в таком смысле.

Ирину Горбачеву, которая идеально подходит на роль партнерши Яценко, вы взяли как приглашенную звезду Инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)?

Нет, это никак не повлияло на мой выбор. Ира была одной из двух или даже трех сотен актрис, которые пробовались на роль. И она первая очень очевидно протранслировала себя. Обычно про Яценко так говорят: мол, он всегда в кино играет сам себя. И вот когда на пробы пришла Ира, я впервые услышал, что актриса рассказывает себя, проецирует себя. В этом смысле она абсолютно уникальна.

Некоторые пристрастные критики называют «Аритмию» телемувиком. Для вас это слово ругательное?

Не вижу в этом ничего обидного. Мы как раз и хотели сделать сюжетно простую историю. Если так получилось, то и отлично! И такая, может быть телевизионная, простая манера съемки была полезна для этой истории и для этой драматургии. Мне тут больше важна была сама история, чем атмосфера.

Если я ничего не путаю, ваш временный уход на ТВ после «Долгой счастливой жизни» был как-то связан с общим кризисом российской «новой волны». Все так хотели приблизиться к документальности, к реальности — и все закончилось каким-то общим недоумением, признанием неуловимости духа российского настоящего времени. Сейчас у вас это кризисное ощущение прошло?

Да я тогда, скорее, переживал из-за того, что наши фильмы называли чернухой. А когда перестал злиться, попытался понять: почему? Ведь есть прекрасные фильмы, в которых трупов и крови в сто пятьдесят раз больше чем у меня, Коли Хомерики и Бакура Бакурадзе! Но они не являются чернухой, а наши — являются. Так вот, я пришел к выводу, что все мы в то время немного презирали сюжет и внятность. А когда сюжетная невнятность сочетается со стремлением к реалистичности, она и дает ощущение вот этой чернухи. Вообще 2000-е в российском кино — это годы презрения к сюжету. И в какой-то момент мне это стало не так уж интересно: я захотел делать что-то настолько же реалистичное, но с более простой внятной историей. То есть не выстраивать какие-то особые интерьеры, не освещать их цветомузыкой, а сохранять такой же окружающий мир, такую же игру актеров — но чтобы при всем этом был сюжет.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В активном «Поиске»: чудо в Лесосибирске В активном «Поиске»: чудо в Лесосибирске

Как построить в глубинке то, чего там по всем законам вообще не может быть

Русский репортер
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Любовь художника Любовь художника

Чем Плес обворожил живописцев в далеком 1888 году?

Отдых в России
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
«И всюду он гусар» «И всюду он гусар»

Лейб-гвардию Гусарского полка восторженно воспевали в стихах и на полотнах

Дилетант
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Цветущая ограда Цветущая ограда

Как оставаться скрытым от посторонних глаз на дачной терассе

Добрые советы
Рейтинг публикационной активности университетов Рейтинг публикационной активности университетов

Исследование публикационной активности университетов

Эксперт
Лечим не то не тем Лечим не то не тем

Почему нормы такси по 580-ФЗ плохи для пассажиров и перевозчиков?

Монокль
Отдых в стиле прованс Отдых в стиле прованс

Загородная дача в авторском прочтении французской классики

SALON-Interior
Нам это НАДо? Нам это НАДо?

Инновационный подход к антивозрастному уходу за кожей: косметика с NAD+

Лиза
Антон Рудзат Антон Рудзат

Антон Рудзат режиссирует, фотографирует и придумывает стратегии

Собака.ru
Стравинский. Танцы. Люди Стравинский. Танцы. Люди

Денис Мережковский разбирается в правилах хореографического импортозамещения

Moodboard
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
Бондарчуки Бондарчуки

Кино как семейное дело: творческая династия Бондарчуков

Караван историй
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
Победа и Наука. Взгляд из Сибири Победа и Наука. Взгляд из Сибири

Война стала высшей точкой слияния науки и государства

Знание – сила
Дети – лучшие люди в мире Дети – лучшие люди в мире

Отрывок из книги «Всегда рядом» детского доктора Леонида Рошаля

Лиза
Галина Киндинова: «Жизненная сила била из них ключом» Галина Киндинова: «Жизненная сила била из них ключом»

Мы были окружены почти родительскими заботой и вниманием

Коллекция. Караван историй
Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике

Как сокращение площади льда в Арктике повлияет на разные отрасли

Монокль
Как работает институт многоженства и с чем сталкиваются женщины в таких семьях Как работает институт многоженства и с чем сталкиваются женщины в таких семьях

Почему женщины соглашаются становиться вторыми женами и какие риски несут

Forbes
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
По вертикальной траектории По вертикальной траектории

Об одной вещи, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар

Наука и жизнь
Стоп, снято! Стоп, снято!

Олег Трофим — о причинах всеобщей любви к хулиганам

Правила жизни
Открыть в приложении