Режиссер Борис Хлебников — об «Аритмии» и годах презрения к сюжету

Русский репортерКультура

Культура / Кино

«Хотели сделать простую историю»

Режиссер Борис Хлебников — об «Аритмии» и годах презрения к сюжету

Текст: Василий Корецкий

Лучшим российским фильмом на фестивале «Кинотавр» признана «Аритмия» Бориса Хлебникова. Вернувшийся из сериального производства в большое кино, Хлебников сделал довольно неожиданную и противоречивую штуку. Скупая на страсти история пары молодых врачей (их играют Александр Яценко и Ирина Горбачева, известная своими комическими видеоскетчами в Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)), переживающих кризис отношений, наложена на чересчур богатый фон. Причем почти документальный и полный социального пафоса — производственные эпизоды «Аритмии» с большой достоверностью живописуют картины разложения российской системы здравоохранения, эффективно уничтоженной реформами. Василий Корецкий расспросил Бориса Хлебникова о соотношении интимного и плакатного в фильме, о работе с Ириной Горбачевой и даже узнал, как сделать из «чернухи» «доброе кино» (внимание: «Аритмия» — ни то и ни другое!)

Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Про что в итоге получилась «Аритмия» — про систему или про человека?

Про человека, который абсолютно равнодушен к системе.

Но система, конкретные проблемы российского здравоохранения, вся фактура работы «скорой» несколько заслоняют человеческую историю. Кризис отношений, постоянные миграции главного героя из супружеской постели на матрас и обратно выглядят однообразно по сравнению с таким богатым фоном.

А это так и было задумано. Мне хотелось снять кино про человека, абсолютно безответственного, инфантильного в семейных отношениях. Его настоящий психологический возраст — где-то 13 лет, при этом он абсолютно состоявшийся в профессии. Так часто бывает. Да и одно без другого в этой истории невозможно. Главный герой фильма — человек очень талантливый в своей профессии, поэтому работа оттеняет его личную жизнь.

Несмотря на то что фильм формально заканчивается хэппи-эндом, у него ведь на самом деле открытый финал?

Я абсолютно уверен, что это открытый финал. Что те две недели, которые охватывает действие фильма, — лишь часть отношений героев. Это их первый кризис, который объясняет им что-то очень важное — если искать тут какой-то хэппи-энд, то только в таком смысле.

Ирину Горбачеву, которая идеально подходит на роль партнерши Яценко, вы взяли как приглашенную звезду Инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)?

Нет, это никак не повлияло на мой выбор. Ира была одной из двух или даже трех сотен актрис, которые пробовались на роль. И она первая очень очевидно протранслировала себя. Обычно про Яценко так говорят: мол, он всегда в кино играет сам себя. И вот когда на пробы пришла Ира, я впервые услышал, что актриса рассказывает себя, проецирует себя. В этом смысле она абсолютно уникальна.

Некоторые пристрастные критики называют «Аритмию» телемувиком. Для вас это слово ругательное?

Не вижу в этом ничего обидного. Мы как раз и хотели сделать сюжетно простую историю. Если так получилось, то и отлично! И такая, может быть телевизионная, простая манера съемки была полезна для этой истории и для этой драматургии. Мне тут больше важна была сама история, чем атмосфера.

Если я ничего не путаю, ваш временный уход на ТВ после «Долгой счастливой жизни» был как-то связан с общим кризисом российской «новой волны». Все так хотели приблизиться к документальности, к реальности — и все закончилось каким-то общим недоумением, признанием неуловимости духа российского настоящего времени. Сейчас у вас это кризисное ощущение прошло?

Да я тогда, скорее, переживал из-за того, что наши фильмы называли чернухой. А когда перестал злиться, попытался понять: почему? Ведь есть прекрасные фильмы, в которых трупов и крови в сто пятьдесят раз больше чем у меня, Коли Хомерики и Бакура Бакурадзе! Но они не являются чернухой, а наши — являются. Так вот, я пришел к выводу, что все мы в то время немного презирали сюжет и внятность. А когда сюжетная невнятность сочетается со стремлением к реалистичности, она и дает ощущение вот этой чернухи. Вообще 2000-е в российском кино — это годы презрения к сюжету. И в какой-то момент мне это стало не так уж интересно: я захотел делать что-то настолько же реалистичное, но с более простой внятной историей. То есть не выстраивать какие-то особые интерьеры, не освещать их цветомузыкой, а сохранять такой же окружающий мир, такую же игру актеров — но чтобы при всем этом был сюжет.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иордань, Роскомнадзор и Грета Тунберг Иордань, Роскомнадзор и Грета Тунберг

Почему в России даже Крещение — смесь народного героизма и тупейшей казенщины

Русский репортер
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
И ты, Брут И ты, Брут

Второй год португальский проект Broot путешествует по мировым выставкам дизайна

Seasons of life
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований

Почему сахар провоцирует воспаления клеток?

ТехИнсайдер
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Виктория Лепко: «Папа — моя путеводная звезда» Виктория Лепко: «Папа — моя путеводная звезда»

Всю жизнь папа учил меня говорить правду, не жить во лжи

Коллекция. Караван историй
Баланс под вуалью Баланс под вуалью

Для создания собственного оазиса уюта заказчица пригласила дизайнера

Идеи Вашего Дома
Как устроена young adult-литература: герои, темы и топ-жанры Как устроена young adult-литература: герои, темы и топ-жанры

Чем отличается янг-эдалт от взрослой прозы?

Maxim
Ежи от болезней и средневековый фастфуд: странные пищевые привычки времен Средневековья Ежи от болезней и средневековый фастфуд: странные пищевые привычки времен Средневековья

Страдающие ежи и Средневековье: что ели люди в эпоху рыцарей?

ТехИнсайдер
Воздушная болезнь: что делать, если вас укачивает в самолете Воздушная болезнь: что делать, если вас укачивает в самолете

Что такое воздушная болезнь и как облегчить ее симптомы?

ТехИнсайдер
«Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов «Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов

Юлия Топольницкая о секретах семейной жизни с актером и шоуменом Игорем Чеховым

VOICE
Раскрыть потенциал мозга Раскрыть потенциал мозга

Как научиться слышать наш мозг и развить навыки с приставкой «супер»

Psychologies
Очередь как новая валюта: почему миллионеры стоят за бургерами по три часа Очередь как новая валюта: почему миллионеры стоят за бургерами по три часа

Почему очереди за дефицитным товаром вновь стали актуальны?

Inc.
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Сколько лет самому старому ныне летающему самолету ВВС США: даже знатокам будет трудно угадать! Сколько лет самому старому ныне летающему самолету ВВС США: даже знатокам будет трудно угадать!

Какой самый старый ныне летающий самолет в военной авиации США

ТехИнсайдер
Мы с вами уже встречались? Мы с вами уже встречались?

Как узнать, что твой новый знакомый действительно холост

Лиза
Признание и обвинение: почему общество не верит рассказам женщин о пережитом насилии Признание и обвинение: почему общество не верит рассказам женщин о пережитом насилии

Как общество относится к рассказам женщин о травматичном опыте?

Forbes
Издержки профессии: почему у гонщиков Формулы-1 такие большие шеи Издержки профессии: почему у гонщиков Формулы-1 такие большие шеи

Гонщик Формулы-1 — не просто водитель, он настоящий спортсмен

ТехИнсайдер
«Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер Яндекса построил рекламного гиганта в Telegram «Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер Яндекса построил рекламного гиганта в Telegram

Как создать рекламного гиганта там, где крупные игроки еще не появились?

Inc.
Очаровательный монстр: как Франсуаза Саган изменила французскую литературу Очаровательный монстр: как Франсуаза Саган изменила французскую литературу

История Франсуазы Саган, женщины, которая не хотела взрослеть

Forbes
«Астероиды: рожденные пламенем» «Астероиды: рожденные пламенем»

Как ученые научились анализировать состав астероидов

N+1
«Это настоящий бизнес»: как миллиардерша Мишель Канг меняет женский футбол «Это настоящий бизнес»: как миллиардерша Мишель Канг меняет женский футбол

Как Мишель Канг добивается равенства женского футбола с мужским?

Forbes
Хуссам Шакуф: «Мне нравится расширять границы привычного» Хуссам Шакуф: «Мне нравится расширять границы привычного»

Работы архитектора Хуссама Шакуфа расширяют границы современного урбанизма

Ведомости
Открыть в приложении