Режиссер Борис Хлебников — об «Аритмии» и годах презрения к сюжету

Русский репортерКультура

Культура / Кино

«Хотели сделать простую историю»

Режиссер Борис Хлебников — об «Аритмии» и годах презрения к сюжету

Текст: Василий Корецкий

Лучшим российским фильмом на фестивале «Кинотавр» признана «Аритмия» Бориса Хлебникова. Вернувшийся из сериального производства в большое кино, Хлебников сделал довольно неожиданную и противоречивую штуку. Скупая на страсти история пары молодых врачей (их играют Александр Яценко и Ирина Горбачева, известная своими комическими видеоскетчами в Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)), переживающих кризис отношений, наложена на чересчур богатый фон. Причем почти документальный и полный социального пафоса — производственные эпизоды «Аритмии» с большой достоверностью живописуют картины разложения российской системы здравоохранения, эффективно уничтоженной реформами. Василий Корецкий расспросил Бориса Хлебникова о соотношении интимного и плакатного в фильме, о работе с Ириной Горбачевой и даже узнал, как сделать из «чернухи» «доброе кино» (внимание: «Аритмия» — ни то и ни другое!)

Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Про что в итоге получилась «Аритмия» — про систему или про человека?

Про человека, который абсолютно равнодушен к системе.

Но система, конкретные проблемы российского здравоохранения, вся фактура работы «скорой» несколько заслоняют человеческую историю. Кризис отношений, постоянные миграции главного героя из супружеской постели на матрас и обратно выглядят однообразно по сравнению с таким богатым фоном.

А это так и было задумано. Мне хотелось снять кино про человека, абсолютно безответственного, инфантильного в семейных отношениях. Его настоящий психологический возраст — где-то 13 лет, при этом он абсолютно состоявшийся в профессии. Так часто бывает. Да и одно без другого в этой истории невозможно. Главный герой фильма — человек очень талантливый в своей профессии, поэтому работа оттеняет его личную жизнь.

Несмотря на то что фильм формально заканчивается хэппи-эндом, у него ведь на самом деле открытый финал?

Я абсолютно уверен, что это открытый финал. Что те две недели, которые охватывает действие фильма, — лишь часть отношений героев. Это их первый кризис, который объясняет им что-то очень важное — если искать тут какой-то хэппи-энд, то только в таком смысле.

Ирину Горбачеву, которая идеально подходит на роль партнерши Яценко, вы взяли как приглашенную звезду Инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)?

Нет, это никак не повлияло на мой выбор. Ира была одной из двух или даже трех сотен актрис, которые пробовались на роль. И она первая очень очевидно протранслировала себя. Обычно про Яценко так говорят: мол, он всегда в кино играет сам себя. И вот когда на пробы пришла Ира, я впервые услышал, что актриса рассказывает себя, проецирует себя. В этом смысле она абсолютно уникальна.

Некоторые пристрастные критики называют «Аритмию» телемувиком. Для вас это слово ругательное?

Не вижу в этом ничего обидного. Мы как раз и хотели сделать сюжетно простую историю. Если так получилось, то и отлично! И такая, может быть телевизионная, простая манера съемки была полезна для этой истории и для этой драматургии. Мне тут больше важна была сама история, чем атмосфера.

Если я ничего не путаю, ваш временный уход на ТВ после «Долгой счастливой жизни» был как-то связан с общим кризисом российской «новой волны». Все так хотели приблизиться к документальности, к реальности — и все закончилось каким-то общим недоумением, признанием неуловимости духа российского настоящего времени. Сейчас у вас это кризисное ощущение прошло?

Да я тогда, скорее, переживал из-за того, что наши фильмы называли чернухой. А когда перестал злиться, попытался понять: почему? Ведь есть прекрасные фильмы, в которых трупов и крови в сто пятьдесят раз больше чем у меня, Коли Хомерики и Бакура Бакурадзе! Но они не являются чернухой, а наши — являются. Так вот, я пришел к выводу, что все мы в то время немного презирали сюжет и внятность. А когда сюжетная невнятность сочетается со стремлением к реалистичности, она и дает ощущение вот этой чернухи. Вообще 2000-е в российском кино — это годы презрения к сюжету. И в какой-то момент мне это стало не так уж интересно: я захотел делать что-то настолько же реалистичное, но с более простой внятной историей. То есть не выстраивать какие-то особые интерьеры, не освещать их цветомузыкой, а сохранять такой же окружающий мир, такую же игру актеров — но чтобы при всем этом был сюжет.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Некирпичная рапсодия Некирпичная рапсодия

Как сделать детей живыми, или несколько слов об Анне Сушенцовой

Русский репортер
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Повторение сотворения Повторение сотворения

Тавтология как главный прием Киры Муратовой

Weekend
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Неисповедимы пути твои, книга Неисповедимы пути твои, книга

Путешествие редчайшего издания, появившегося благодаря случайной находке

Дилетант
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Служебный роман Служебный роман

Советские актеры, у которых служебные отношения переросли в личные

Лиза
Чемодан без ручки Чемодан без ручки

Ситуации, в которых отношения обречены

Лиза
Российский сорт в открытом и закрытом грунте Российский сорт в открытом и закрытом грунте

Сколько лет потребуется отечественной селекции для увеличения доли семян овощей

Агроинвестор
Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость» Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость»

Солистка Большого Кристина Кретова и премьер Игорь Цвирко ведут друг друга

VOICE
Степени сна Степени сна

Тест-драйв кубика для улучшения качества сна

ТехИнсайдер
Лажа Галактики Лажа Галактики

«Франшиза»: Армандо Ианнуччи и Сэм Мендес разоблачают супергероику

Weekend
Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники

Зачем на Луну сбрасывают зеркала? И как мы пользуемся достижениями метрологии?

Наука и техника
Замуж за друга: 3 непридуманные истории Замуж за друга: 3 непридуманные истории

Как получается, что мы вдруг видим возлюбленного в том, кого считали друзьями?

Psychologies
Славянская гимнастика Славянская гимнастика

Упражнения для гармонии тела и духа, которые стоит попробовать

Лиза
Этот голубь по кличке Шер Ами спас 200 человек во время Первой мировой и стал героем США! Этот голубь по кличке Шер Ами спас 200 человек во время Первой мировой и стал героем США!

История геройских подвигов птицы ​​​​​​​Шер Ами во время Первой мировой

ТехИнсайдер
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
Дело молодое Дело молодое

Как перестать участвовать в офисной драме поколений и начать работать

VOICE
Чувство дома Чувство дома

Места, где связь с прошлым ощущается особенно сильно

Grazia
Площадь свободы Площадь свободы

Что такое мастер-спальня и где можно ночью играть на пианино?

VOICE
Передовая на передовой Передовая на передовой

«Великая»: байопик легендарной военной корреспондентки Ли Миллер

Weekend
Открыть в приложении