7 вопросов Наталии Зверевой, директору Фонда «Наше будущее»
О «дельфинах капитализма»
В конце июля Владимир Путин подписал закон, который закрепляет понятие «социальное предприятие» и наделяет такие организации рядом льгот и возможностей. Социальные предприниматели — это те, кто решает социальные проблемы бизнес-методами, например делает специальные туры для инвалидов-колясочников или открывает доступные и современные пансионаты для пожилых людей. Сегодня в России «дельфинов капитализма» всего 1% от общего количества бизнесменов, но скоро эта цифра значительно вырастет. Об этом «РР» поговорил с главным экспертом по теме в стране Наталией Зверевой, директором Фонда региональных программ «Наше будущее»
1. 12 лет назад, когда ваш Фонд только появился, никто ничего не слышал о социальном бизнесе. Как вам удалось раскачать эту тему?
Мы учредили конкурс «Социальный предприниматель», и перед нами встала задача определить, что такое социальный бизнес, и разработать критерии его оценки. Это был первый инструмент по поддержке и поиску социальных предпринимателей в стране. Первые победители конкурса получили беспроцентные займы и стали развивать свои бизнесы. Сегодня победители получают возвратные беспроцентные займы от 2 до 40 миллионов рублей на срок до 10 лет. За 12 лет Фонд поддержал 242 проекта из 56 регионов России на общую сумму 627,2 миллиона рублей. Эффект — помощь более 1,5 миллиона человек ежегодно. Такой «инструмент добра» не требует постоянных вливаний, поскольку социальные предприятия, в отличие от благотворительных организаций, обеспечивают себя сами. Параллельно мы начали вести просветительскую работу — появились информационный портал «Новый бизнес», обучающие вебинары Лаборатории социального предпринимательства. Мы постарались заинтересовать этой темой вузы, местные и федеральные власти: возникли специальные образовательные программы (например, в Высшей школе экономики), совместные проекты с регионами и крупным бизнесом.
2. Чем в первую очередь руководствуется фонд, выбирая проект для поддержки? Социальным эффектом либо тем, что идея точно принесет доход, предприниматель вернет заем, его дело будет развиваться? Какой из критериев вы считаете самым важным?
Важен каждый критерий. Социальное предприятие — это устойчивая бизнес-модель. И именно прибыль позволяет ему выполнять социальную миссию. Но эта миссия должна быть обязательно, причем не на словах, а в сердце человека — иначе перед нами не социальный предприниматель, а обычный бизнесмен.
3. Каковы главные личные качества социального предпринимателя?
Социальный предприниматель является инициатором позитивных изменений. Он стремится решить или каким-либо образом смягчить существующие в обществе социальные проблемы. Неравнодушие, желание изменить реальность к лучшему не только для себя, но и для остальных людей, любовь к своему делу и людям — вот что отличает человека, выбравшего именно социальный бизнес. Его не пугают трудности, он готов много работать, рисковать, а порой даже быть первопроходцем. Естественно, этот человек зарабатывает деньги, но по степени значимости прибыль для него сопоставима с влиянием на окружающий мир. Приумножать прибыль для него — значит приумножать социальный эффект.
4. Почему вы так уверены, что этот вид бизнеса приживется и будет развиваться?
Он уже прижился, и я уверена, что мы скоро догоним по этому показателю наиболее развитые в этом смысле страны — Великобританию, Южную Корею, Италию. Люди, для которых словосочетание «социальная справедливость» не пустой звук, ради других готовы горы свернуть. И для них принятый закон открыл новые возможности.
5. Какие категории россиян наиболее остро нуждаются в поддержке методами социального бизнеса?
В законе о социальном предпринимательстве пенсионеры, люди с инвалидностью, дети с особенностями развития определены как приоритетные категории граждан. Им нужны помощь в трудоустройстве и социализации, создание возможностей для развития. Хорошо и то, что закон связал социальное предпринимательство с образованием, культурой, поддержкой материнства и детства.
6. Должны ли эти предприниматели как на амбразуру бросаться на решение социальных проблем (как это часто бывает в благотворительности), или же мотив «менять мир к лучшему» не основной и важнее следовать здравому смыслу, бизнес-расчетам, в конце концов?
Импульсивными поступками не решить многолетние проблемы — нужны системная, длительная работа и упорство. Благотворительные организации нам не конкуренты, а союзники, мы делаем одно и то же дело, просто разными методами. Поэтому здравый смысл, воля и активная деятельность — это ключевые категории для любых организаций, работающих в социальной сфере.
7. А зачем это все государству?
Рассмотрим это на примере рынка социальных услуг, долю которого государство давно готово отдать частному сектору. Например, сеть домов престарелых «Опека», которую создал Алексей Маврин. Схема достаточно простая: власти доверяют социальному предприятию, скажем, на пять лет уход за пожилыми людьми в рамках госзаказа. Такая схема обеспечивает инвестора, готового вложиться в строительство пансионата, определенными гарантиями, а социальному предприятию дает финансовую стабильность. Чем это выгодно государству? Не нужно вкладываться в строительство домов престарелых — это сделает инвестор. Чем это выгодно обычному человеку? У него появляется выбор, чьими услугами воспользоваться. Когда есть выбор, есть конкуренция операторов; в результате качество оказываемых социальных услуг будет однозначно повышаться. По этой схеме частно-государственного партнерства можно решить и другие социальные проблемы — с детскими садами, сиротами, людьми с инвалидностью. Социальное предпринимательство — это не только благородно, но и полезно, и выгодно, причем для всех.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl