От редакции

Русский репортерОбщество

От редакции

Платоновский парадокс

Готовя этот материал, мы связались с двумя дальнобойщиками. Один из них живет в Питтсбурге, другой в Махачкале. Один колесит по разным штатам Америки, другой ездит в подмосковные Химки и обратно. Мы спросили обоих, об экономике их дела. Почти все одинаково — пробег, затраты на топливо, плата за сервисы компании-диспетчера. Но, судя по их оценкам, российский дальнобойщик будет платить около 400 тысяч рублей в год, а американский — примерно в семь раз меньшую сумму. Разумеется, эти цифры стоило бы корректно проверить (у нас данные только двух людей в разных странах, записанные с их слов), прежде всего правительство должно было бы оценить это. Ведь очевидно, что проблема  налогов и сборов именно российскими дальнобойщиками воспринимается как существенная.

В противостоянии дальнобойщиков и правительственных решений у каждой стороны есть свои аргументы. Водители говорят о том, что налоговое бремя подрывает их бизнес. Власти же полагают, что раз именно машины дальнобойщиков ощутимее всего разрушают дороги, то логично было бы, чтобы часть их прибылей пошла на ремонт.

Понятно, что много работающие дальнобойщики могут иметь чистую прибыль в раза четыре большую, чем средняя зарплата по стране, то есть это не проблема бедных людей. Но это проблема людей самостоятельных и тяжелым трудом зарабатывающих деньги. И, кроме того, их работа — кровь экономики. Чем больше перевозки, тем живее экономика.

И тут парадокс. Правительство утверждает, что большегрузы наносят ущерб дорогам. Да, это так. Но чего хочет правительство? Чтобы меньше ездили? То есть, чтобы меньше экономика стала? Очевидно ведь, что сборы «Платона» не соразмерны проблеме улучшения качества дорог, тут нужны на порядки большие инвестиции.

Стратегически правительство должен был бы рассмотреть проблему перевозок в стране целом, а не вопрос какого-одного сбора для корпорации-оператора системы «Платон» . Почему у нас многие частные компании предпочитают автомобильные перевозки, хотя по идее могли бы перевозить грузы по железной дороге? Ведь это бы существенно разгрузило сильно нагруженные дороги в регионах. Потому что для маленьких и средних компаний это практически нереально — как по цене, так и по административному доступу. А нереально потому, что политика монополий направлена на обслуживание больших контрактов, «маленьким» при таком раскладе места нет. А вот грузовик дальнобойщика как раз соразмерен динамичному бизнесу.

Такова транспортная политика в нашей стране. А раз она так устроена, может быть, в том, что «бьются» дороги, виноваты не дальнобойщики, а те, кто распределил таким образом потоки? Инфраструктурное строительство может поддерживаться налогами с владельцев тягачей и трейлеров, но не может окупаться. Наивно будет полагать, что дальнобойщики и представители малого и среднего бизнеса будут ответственны за инфраструктуру в стране.

То же самое касается и платных дорог.  Мировой опыт говорит о том, что они имеют смысл только в том случае, если они имеют смысл не для госмонополий, а для страны, когда они являются дублерами других трасс. Ты можешь ехать бесплатно, но медленно или быстро, но за деньги, но это вопрос не окупаемости инвестиций в дороги, а распределения транспортных потоков. Инфраструктура — это, в первую очередь, вопрос развития экономики в целом, а не прибыли прямо сейчас.

Есть ощущение, что мы неправильно пользуемся рыночными инструментами. Вернее, не понимаем, что рыночные инструменты — это всего лишь инструменты. Ключевым параметром экономики является не прибыль какой-то одной крупной частной компании-монополиста, а производительность экономики в целом. В этом и есть смысл управления страной, а не в поддержке положительного баланса нескольких монополий. У нас же правительство, как кажется, не столько управляет страной, сколько обслуживает интересы некоторого количества крупных компаний. Отсюда бодания за тарифы естественных монополий, попытки прижать мелкий бизнес.

Мы пока не можем сказать насколько терпимы и уместны «платоновские» меры, частный бизнес и должен бороться за свой интерес, может быть, даже иногда и прибедняясь. Но вопросы же не в том, как с частника взять максимальное возможное количество налогов. Вопрос в том, как экономике страны лучше. И правительство не доказало, что думает о стране. По крайней мере, в этом вопросе. 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 вопросов Александру Сосланду, психотерапевту. О панике и карантине 7 вопросов Александру Сосланду, психотерапевту. О панике и карантине

О том, насколько опасны панические явления

Русский репортер
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Билет в будущее Билет в будущее

Что такое целевое обучение и почему оно может стать трамплином в карьере

Лиза
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Ярлык на княжение Ярлык на княжение

Чем были ярлыки? Позорным ярмом русских князей или наградой?

Дилетант
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Олег Мельников: «Спрос на банковское сопровождение контрактов растет из года в год» Олег Мельников: «Спрос на банковское сопровождение контрактов растет из года в год»

О значении механизма банковского сопровождения и его будущих возможностях

Ведомости
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Фрагмент истории Фрагмент истории

Интерьер, в котором сохранили стену с аутентичной кирпичной кладкой

Идеи Вашего Дома
«Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда «Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда

Как внутренние страхи и нехватка времени мешают развивать личный бренд

Inc.
Активные виды: 8 техник отдыха Активные виды: 8 техник отдыха

Машины-уникумы, которые интересно бы поводить в свободное время

Men Today
В редких землях обнаружился раскол В редких землях обнаружился раскол

В цепочке производства редкоземельных металлов отсутствуют высокие переделы

Монокль
Как очистить радиатор своими руками: 2 способа – простой и Как очистить радиатор своими руками: 2 способа – простой и

Кондиционер хуже работает, а двигатель подозрительно часто перегревается?

ТехИнсайдер
ESG-принципы российских агрохолдингов ESG-принципы российских агрохолдингов

Что поможет привлечь инвестиции в устойчивое сельское хозяйство?

Агроинвестор
Когда грязь — это весело. 5 причин участвовать в забеге с препятствиями Когда грязь — это весело. 5 причин участвовать в забеге с препятствиями

Стоит ли вам участвовать в «Гонка Героев»?

Maxim
Нетипичная Турция Нетипичная Турция

Изучаем турецкие Амасру, Самсун и Трабзон вместе с певицей Викторией Дайнеко

ЖАРА Magazine
Что бы предпринять Что бы предпринять

Пошаговое руководство для всех, кто каждое утро мечтает начать работать на себя

VOICE
Дональд Трамп усложнил выдачу виз для граждан всех стран, включая Россию Дональд Трамп усложнил выдачу виз для граждан всех стран, включая Россию

Дональд Трамп хочет, чтобы в США приезжали только высококвалифицированные кадры

Ведомости
Средние обгонят высших Средние обгонят высших

Что стоит за бумом поступлений в колледжи и техникумы

Монокль
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Нарядный лаконизм Нарядный лаконизм

Автор проекта полностью переосмыслила пространство этой квартиры

Идеи Вашего Дома
Илья Соболев Илья Соболев

Илья Соболев: начинал свою карьеру в красноярской команде КВН «Левый берег»

Правила жизни
Открыть в приложении