От редакции

Русский репортерОбщество

От редакции

Платоновский парадокс

Готовя этот материал, мы связались с двумя дальнобойщиками. Один из них живет в Питтсбурге, другой в Махачкале. Один колесит по разным штатам Америки, другой ездит в подмосковные Химки и обратно. Мы спросили обоих, об экономике их дела. Почти все одинаково — пробег, затраты на топливо, плата за сервисы компании-диспетчера. Но, судя по их оценкам, российский дальнобойщик будет платить около 400 тысяч рублей в год, а американский — примерно в семь раз меньшую сумму. Разумеется, эти цифры стоило бы корректно проверить (у нас данные только двух людей в разных странах, записанные с их слов), прежде всего правительство должно было бы оценить это. Ведь очевидно, что проблема  налогов и сборов именно российскими дальнобойщиками воспринимается как существенная.

В противостоянии дальнобойщиков и правительственных решений у каждой стороны есть свои аргументы. Водители говорят о том, что налоговое бремя подрывает их бизнес. Власти же полагают, что раз именно машины дальнобойщиков ощутимее всего разрушают дороги, то логично было бы, чтобы часть их прибылей пошла на ремонт.

Понятно, что много работающие дальнобойщики могут иметь чистую прибыль в раза четыре большую, чем средняя зарплата по стране, то есть это не проблема бедных людей. Но это проблема людей самостоятельных и тяжелым трудом зарабатывающих деньги. И, кроме того, их работа — кровь экономики. Чем больше перевозки, тем живее экономика.

И тут парадокс. Правительство утверждает, что большегрузы наносят ущерб дорогам. Да, это так. Но чего хочет правительство? Чтобы меньше ездили? То есть, чтобы меньше экономика стала? Очевидно ведь, что сборы «Платона» не соразмерны проблеме улучшения качества дорог, тут нужны на порядки большие инвестиции.

Стратегически правительство должен был бы рассмотреть проблему перевозок в стране целом, а не вопрос какого-одного сбора для корпорации-оператора системы «Платон» . Почему у нас многие частные компании предпочитают автомобильные перевозки, хотя по идее могли бы перевозить грузы по железной дороге? Ведь это бы существенно разгрузило сильно нагруженные дороги в регионах. Потому что для маленьких и средних компаний это практически нереально — как по цене, так и по административному доступу. А нереально потому, что политика монополий направлена на обслуживание больших контрактов, «маленьким» при таком раскладе места нет. А вот грузовик дальнобойщика как раз соразмерен динамичному бизнесу.

Такова транспортная политика в нашей стране. А раз она так устроена, может быть, в том, что «бьются» дороги, виноваты не дальнобойщики, а те, кто распределил таким образом потоки? Инфраструктурное строительство может поддерживаться налогами с владельцев тягачей и трейлеров, но не может окупаться. Наивно будет полагать, что дальнобойщики и представители малого и среднего бизнеса будут ответственны за инфраструктуру в стране.

То же самое касается и платных дорог.  Мировой опыт говорит о том, что они имеют смысл только в том случае, если они имеют смысл не для госмонополий, а для страны, когда они являются дублерами других трасс. Ты можешь ехать бесплатно, но медленно или быстро, но за деньги, но это вопрос не окупаемости инвестиций в дороги, а распределения транспортных потоков. Инфраструктура — это, в первую очередь, вопрос развития экономики в целом, а не прибыли прямо сейчас.

Есть ощущение, что мы неправильно пользуемся рыночными инструментами. Вернее, не понимаем, что рыночные инструменты — это всего лишь инструменты. Ключевым параметром экономики является не прибыль какой-то одной крупной частной компании-монополиста, а производительность экономики в целом. В этом и есть смысл управления страной, а не в поддержке положительного баланса нескольких монополий. У нас же правительство, как кажется, не столько управляет страной, сколько обслуживает интересы некоторого количества крупных компаний. Отсюда бодания за тарифы естественных монополий, попытки прижать мелкий бизнес.

Мы пока не можем сказать насколько терпимы и уместны «платоновские» меры, частный бизнес и должен бороться за свой интерес, может быть, даже иногда и прибедняясь. Но вопросы же не в том, как с частника взять максимальное возможное количество налогов. Вопрос в том, как экономике страны лучше. И правительство не доказало, что думает о стране. По крайней мере, в этом вопросе. 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Музыка Музыка

Музыкальный обзор. Рекомендации и оценки

Русский репортер
Русский суперфуд: 6 научных фактов о пользе и вреде квашеной капусты Русский суперфуд: 6 научных фактов о пользе и вреде квашеной капусты

Квашеная капуста — простое, но очень полезное блюдо

РБК
Комсомольский комсомолец Комсомольский комсомолец

Уголок желтой прессы

Maxim
Он не влюбленный, он маньяк! 5 сериалов, которые научат тебя разбираться в людях Он не влюбленный, он маньяк! 5 сериалов, которые научат тебя разбираться в людях

Сериалы, в которых под маской милого принца прятался опасный маньяк

Cosmopolitan
Новые амазоны Новые амазоны

В рейтинг 200 крупнейших частных компаний России вошло два маркетплейса

Forbes
Когда смешно, уже не страшно Когда смешно, уже не страшно

Елена Новикова – о жизни за 50, отношениях с телом, детьми и своими страхами

Домашний Очаг
«Трудно передать атмосферу, когда видишь Землю». Юлия Пересильд — о космическом полете «Трудно передать атмосферу, когда видишь Землю». Юлия Пересильд — о космическом полете

Актриса Юлия Пересильд — о подготовке к полету в космос и работе на МКС

Playboy
Правда и мифы о мигрени Правда и мифы о мигрени

С мигренью связано много мифов и заблуждений

Лиза
Падающие башни мира: не только Пизанская! Падающие башни мира: не только Пизанская!

Падающие башни — что с ними делать?

Популярная механика
Праздник-проказник Праздник-проказник

Детям праздник нужен для того, чтобы в этот день делать всё, что душе угодно

ПУСК
«Не в моем вкусе»: почему нам нравятся одни лица и не нравятся другие «Не в моем вкусе»: почему нам нравятся одни лица и не нравятся другие

Разбираемся в механизмах, которые делают людей привлекательными в наших глазах

Reminder
Большое Магелланово Облако полностью поглотило другую галактику Большое Магелланово Облако полностью поглотило другую галактику

Ученые нашли новые сведения о формировании карликовых галактик

National Geographic
Стоит ли переплачивать за дорогой корпус для компьютера Стоит ли переплачивать за дорогой корпус для компьютера

В чем преимущества дорогого компьютерного корпуса и стоит ли экономить на нем?

CHIP
Магазин на ладони. Как ретейл по всему миру стал «умнее» Магазин на ладони. Как ретейл по всему миру стал «умнее»

Какие инновации и тренды влияют на развитие международной розницы

СНОБ
Психологические факты, которые изменят вашу жизнь Психологические факты, которые изменят вашу жизнь

Знания об устройстве мозга помогут изменить жизнь к лучшему

Psychologies
Пиво или сахар назвали причинами распространенности кариеса у средневековых голландцев Пиво или сахар назвали причинами распространенности кариеса у средневековых голландцев

Биоархеологи сравнили зубы жителей деревни Блокхейзен и города Алкмар

N+1
Вам осталось 300 книг. Начните читать прямо сейчас Вам осталось 300 книг. Начните читать прямо сейчас

Почему нужно променять сериалы и вечеринки на книги

Esquire
Агентство, студия, фриланс: какого подрядчика выбрать и как ему платить Агентство, студия, фриланс: какого подрядчика выбрать и как ему платить

Агентство, микроагентство, фриланс — чем они отличаются

Inc.
Алгоритмическая реклама обещала экономию и прозрачную статистику, но стала жертвой ботов и клик-ферм Алгоритмическая реклама обещала экономию и прозрачную статистику, но стала жертвой ботов и клик-ферм

Что такое автоматизированная реклама, или программатик?

VC.RU
Цифровизация и декарбонизация Цифровизация и декарбонизация

Российско-германское экономическое сотрудничество восстанавливается

Эксперт
Купе на двоих Купе на двоих

Сейди Хаарла, рассказала о любви к поездам, одиночестве и русском языке

Grazia
Яблочная пастила Яблочная пастила

Антоновку мочат, варят, пекут, жарят, морозят. А мы приготовим из нее пастилу

Weekend
Эволюционная баллистика мамонтов: от хоботных до голоценового финала Эволюционная баллистика мамонтов: от хоботных до голоценового финала

Наш рассказ о захватывающем пути хоботных во времени и пространстве

Naked Science
Как вузам успешно сдать техноэкзамен Как вузам успешно сдать техноэкзамен

Университетам нужно изменить программы и зарядить молодежь новой энергией

Эксперт
Дзен без стен Дзен без стен

Как грамотно обустроить квартиру-студию

Лиза
Как мир перестал слышать архитекторов Как мир перестал слышать архитекторов

Проект Григория Ревзина «Оправдание утопии». Мишель Рагон: GIAP

Weekend
Алена Бочарова Алена Бочарова

Интервью с основательницей Beat Film Festival Аленой Бочаровой

Собака.ru
Все яйца в свою корзину Все яйца в свою корзину

Птицеводы получили господдержку племенного производства

Агроинвестор
Челюсть койота оказалась древнейшими останками собаки в Америке Челюсть койота оказалась древнейшими останками собаки в Америке

Палеозоологи пересмотрели видовую принадлежность находки из Коста-Рики

N+1
Наталья Водянова: Из Суперновы — в Суперангела Наталья Водянова: Из Суперновы — в Суперангела

Как Наталья Водянова превратилась в инвестора и социального предпринимателя

Forbes Woman
Открыть в приложении