От редакции

Русский репортерОбщество

От редакции

Платоновский парадокс

Готовя этот материал, мы связались с двумя дальнобойщиками. Один из них живет в Питтсбурге, другой в Махачкале. Один колесит по разным штатам Америки, другой ездит в подмосковные Химки и обратно. Мы спросили обоих, об экономике их дела. Почти все одинаково — пробег, затраты на топливо, плата за сервисы компании-диспетчера. Но, судя по их оценкам, российский дальнобойщик будет платить около 400 тысяч рублей в год, а американский — примерно в семь раз меньшую сумму. Разумеется, эти цифры стоило бы корректно проверить (у нас данные только двух людей в разных странах, записанные с их слов), прежде всего правительство должно было бы оценить это. Ведь очевидно, что проблема  налогов и сборов именно российскими дальнобойщиками воспринимается как существенная.

В противостоянии дальнобойщиков и правительственных решений у каждой стороны есть свои аргументы. Водители говорят о том, что налоговое бремя подрывает их бизнес. Власти же полагают, что раз именно машины дальнобойщиков ощутимее всего разрушают дороги, то логично было бы, чтобы часть их прибылей пошла на ремонт.

Понятно, что много работающие дальнобойщики могут иметь чистую прибыль в раза четыре большую, чем средняя зарплата по стране, то есть это не проблема бедных людей. Но это проблема людей самостоятельных и тяжелым трудом зарабатывающих деньги. И, кроме того, их работа — кровь экономики. Чем больше перевозки, тем живее экономика.

И тут парадокс. Правительство утверждает, что большегрузы наносят ущерб дорогам. Да, это так. Но чего хочет правительство? Чтобы меньше ездили? То есть, чтобы меньше экономика стала? Очевидно ведь, что сборы «Платона» не соразмерны проблеме улучшения качества дорог, тут нужны на порядки большие инвестиции.

Стратегически правительство должен был бы рассмотреть проблему перевозок в стране целом, а не вопрос какого-одного сбора для корпорации-оператора системы «Платон» . Почему у нас многие частные компании предпочитают автомобильные перевозки, хотя по идее могли бы перевозить грузы по железной дороге? Ведь это бы существенно разгрузило сильно нагруженные дороги в регионах. Потому что для маленьких и средних компаний это практически нереально — как по цене, так и по административному доступу. А нереально потому, что политика монополий направлена на обслуживание больших контрактов, «маленьким» при таком раскладе места нет. А вот грузовик дальнобойщика как раз соразмерен динамичному бизнесу.

Такова транспортная политика в нашей стране. А раз она так устроена, может быть, в том, что «бьются» дороги, виноваты не дальнобойщики, а те, кто распределил таким образом потоки? Инфраструктурное строительство может поддерживаться налогами с владельцев тягачей и трейлеров, но не может окупаться. Наивно будет полагать, что дальнобойщики и представители малого и среднего бизнеса будут ответственны за инфраструктуру в стране.

То же самое касается и платных дорог.  Мировой опыт говорит о том, что они имеют смысл только в том случае, если они имеют смысл не для госмонополий, а для страны, когда они являются дублерами других трасс. Ты можешь ехать бесплатно, но медленно или быстро, но за деньги, но это вопрос не окупаемости инвестиций в дороги, а распределения транспортных потоков. Инфраструктура — это, в первую очередь, вопрос развития экономики в целом, а не прибыли прямо сейчас.

Есть ощущение, что мы неправильно пользуемся рыночными инструментами. Вернее, не понимаем, что рыночные инструменты — это всего лишь инструменты. Ключевым параметром экономики является не прибыль какой-то одной крупной частной компании-монополиста, а производительность экономики в целом. В этом и есть смысл управления страной, а не в поддержке положительного баланса нескольких монополий. У нас же правительство, как кажется, не столько управляет страной, сколько обслуживает интересы некоторого количества крупных компаний. Отсюда бодания за тарифы естественных монополий, попытки прижать мелкий бизнес.

Мы пока не можем сказать насколько терпимы и уместны «платоновские» меры, частный бизнес и должен бороться за свой интерес, может быть, даже иногда и прибедняясь. Но вопросы же не в том, как с частника взять максимальное возможное количество налогов. Вопрос в том, как экономике страны лучше. И правительство не доказало, что думает о стране. По крайней мере, в этом вопросе. 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рефлекс Рефлекс

Георгий Васильев о том, почему он вошел в зал «Норд-Оста» во время теракта

Русский репортер
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Насколько сильна экономика США Насколько сильна экономика США

Экономика США: у края пропасти или всё ещё номер один в мире?

Монокль
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Защита для маленьких Защита для маленьких

Как малый и средний бизнес решает задачу обеспечения информбезопасности

Ведомости
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Бессарабские друзья и знакомые Пушкина Бессарабские друзья и знакомые Пушкина

Род Пушкиных был связан с Бессарабией, со времен прадеда поэта, Абрама Ганнибала

Знание – сила
Мерзлота не вечная: взгляд в будущее Мерзлота не вечная: взгляд в будущее

Какими экономическими потрясениями грозит таяние вечной мерзлоты

Знание – сила
Рим триумвиров Рим триумвиров

Враги Цезаря, Помпея и Красса простецки звали эту троицу «трехглавым чудовищем»

Знание – сила
Нетипичная Турция Нетипичная Турция

Изучаем турецкие Амасру, Самсун и Трабзон вместе с певицей Викторией Дайнеко

ЖАРА Magazine
«Нет ничего прекраснее антарктических льдов» «Нет ничего прекраснее антарктических льдов»

Почему важна наука гляциология и что она изучает?

Знание – сила
Онлайн-школы повышают шансы на высокие баллы ЕГЭ: исследование Онлайн-школы повышают шансы на высокие баллы ЕГЭ: исследование

Зачем отдавать ребенка в онлайн-школу?

Inc.
«Холодный мир – это наше достояние» «Холодный мир – это наше достояние»

Что такое криосфера? Можно ли использовать знания о ней в повседневной жизни?

Знание – сила
«Малые дела» для «малой родины» «Малые дела» для «малой родины»

Земские школы как образовательный проект

Знание – сила
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Романтики Севера Романтики Севера

Чем привлекает людей Арктика? Почему сюда по-прежнему едут энтузиасты?

Отдых в России
Открыть в приложении