Миноискатель, амфибия и «Рюрик»: самые необычные версии УАЗ-469
Двухрульная машина для поиска взрывчатки, военная амфибия, электромобиль для фермеров и другие невероятные модификации легендарного советского внедорожника
Недавно глава Ульяновского автозавода Адиль Ширинов признался, что завод до сих пор делает «машины из прошлого века». Действительно, в линейке УАЗа есть несколько настоящих моделей-долгожителей, сходящих с конвейера не один десяток лет. Взять, например, внедорожник «Хантер» — преемника легендарного «469-го», который за свою почти полувековую историю обзавелся самыми невероятными версиями.
Дорожный миноискатель с двумя рулями
Это, пожалуй, одна из самых необычных модификаций УАЗ-469 — в конце 70-х в Ульяновске выпустили внедорожник с двумя рулями. При этом машина не предназначалась для учебных целей: она представляла собой Дорожный индукционной миноискатель (ДИМ). Внедорожник разработали для поиска мин с металлическими корпусами или элементами на глубине до нескольких десятков сантиметров. Спереди автомобиля располагался специальный поисковый элемент, закрепленный на выносной раме вместе с электросистемами и трассировщиком.
Водитель управлял самим автомобилем, а второй руль предназначался для оператора поискового элемента. Из кранов специального бака вытекала ярко-желтая трассировочная жидкость, обозначая границы проверенной полосы. Если датчики обнаруживали мины, то автоматика разъединяла сцепление и активировала тормоза. Водитель сдавал на 30 метров назад, а затем в дело вступали саперы. ДИМ на базе УАЗ-469 использовался не только советскими войсками, но и поставлялся в другие страны. Например, в африканскую Анголу.
Военная амфибия «Ягуар»
В 1976 году в Ульяновске по государственному заказу начали проектировать плавающий автомобиль с грозным названием «Ягуар» на базе гражданского 469-го. У внедорожника амфибия позаимствовала двигатель, а также основные узлы трансмиссии и ходовой части. Главным отличием стал особый водоизмещающий кузов с двумя герметичными дверями, а также два гребных винта, расположенные под полом перед задним мостом. Функцию рулей на плаву выполняли передние колеса.
«Ягуары» успешно прошли испытания, в рамках которых одна из машин проплыла по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно. Однако вместе с развалом Советского союза перспективы военного заказа были утрачены и на предприятии свернули подготовку к серийному производству амфибии. Всего было выпущено 14 подобных машин.