Алексей «Vega» Кондаков: «Киберспорт — бизнес на перспективу»
Так вот ты какой, киберспорт изнутри! MAXIM встретился и пообщался с Алексеем Кондаковым создателем и владельцем одной из известнейших российских киберспортивных организаций — Vega Squadron. Мы честно выпытали всё что могли об игроках, деньгах и отношениях между командами
Vega Squadron громко заявила о себе, когда в 2015 ваш состав по Dota попал в Wild Card на The International. В этом году команда заняла последнее место в закрытых квалификациях от СНГ. В чём причина такого результата?
Была одна интересная особенность за день до отборов: мне пришло сообщение, что у нас отключают электроэнергию на буткемпе на целый день — на первый день отборочных. Нам пришлось менять свой план и ехать в Cyberspace на буткемп. Конечно, это не причина поражения. Мы потом поговорили с командой: максимум на первых двух картах могло отразиться, так как рано проснулись, не выспались, два часа по пробкам в дороге. Ну, а все последующие игры… там уже оправданий быть не может. Процесс подготовки к квалификациям у нас проходил в штатном режиме. Мы играли с европейскими коллективами и практически все из них, кроме OG, обыгрывали. С СНГ командами мы специально не играли, чтобы не раскрывать стратегии. Я был спокоен, конечно, у меня не было стопроцентной уверенности, что мы пройдём эти квалификации, но я точно знал, что без боя мы не сдадимся. Результат 0-6 стал чем-то совершенно неожиданным. После первых двух карт я уже сам подключился. Пошёл как-то встряхнуть команду. Ребята сами были шокированы происходящим. При этом, все выкладывались на полную, не было такого, чтобы кто-то махнул рукой и бросил играть. Поэтому можно сказать, что проблема появилась не на квалификациях, а в период до этого.
В нашем регионе не так много команд пользуются услугами тренеров. Vega пригласила для своего состава по Dota 2 тренера девушку — неожиданное решение. Легко ли оно далось?
Она была не единственным кандидатом. Мы смотрели варианты в СНГ, в том числе и среди неизвестных личностей. Проблема в том, что у нас дефицит кадров в киберспорте — готовых тренеров просто нет. Есть бывшие про-игроки, желающие попробовать себя в роли тренера, есть просто любители, которые каждый день пишут мне письма по типу: «Я хочу стать вашим тренером, потому что я занимаюсь большим спортом и знаю, как это работает, плюс я люблю доту». Одним словом — желающих было много. Kips мы выбрали, потому что она уже показала неплохой результат с другими коллективами. Она очень умная, хорошо разбирается в психологии, читает огромное количество специализированной литературы. Возможно, ей недостаёт соответствующей практики по психологии, но она определённо понимает все те вещи, что рассказывают спортивные психологи.
А что насчёт её пользы для состава?
Она пришла в состав (с God, Aloha, и т.д.), который не хотел её слушать. На турнире The Perfect World Masters в Шанхае, где мы проиграли LGD FY со счетом 3-22, я понял, что у этого состава нет будущего. После этого матча, созваниваясь по Скайпу с командой, я случайно услышал, что ребята считают, что результат, в принципе, нормальный. Я с этим был не согласен: если нет внутренней мотивации, если подобное считать нормальным результатом, то тут никакие внешние факторы уже не помогут. Игрок должен хотеть сам не просто приходить на тренировки, а работать на них и стремиться к большему, только так можно стать тир-1. Поэтому я принял решение сделать ставку на тренера и состав строить вокруг него.
Тогда почему не получилось?
Произошла ошибка на стадии селекции игроков, назовём это так.
Порой кажется, что в киберспорте, в отличии от традиционного командного спорта, всё определяют именно игроки…
Я как раз решил разорвать этот порочный круг, поэтому и была сделана ставка на тренера. В команде главным был именно тренер, а не я. Были случаи, когда ребята ко мне подходили и говорили: «Вот, нас заставляют на морозе выходить воздухом дышать — чушь какая», на что я отвечал: «Не ко мне, у вас есть тренер — она начальник». Мы намеренно выбрали подобную концепцию. Этот состав — полностью моя ответственность. Не входил в изначальный план только Дима UnderShock, за нас должен был играть Nix, но он в последний момент отказался. Чтобы выигрывать в Доту нужно, чтобы 5 человек делали одно и тоже — единый вектор в игре. Тогда микро скилл игроков отходит на второй план. У нас местами это появлялось — особенно когда была подходящая мета с «пушем», но как только она ушла, стало понятно, что командную игру мы так и не нашли .
Сложно ли работать и строить команду с молодыми игроками, которые, по сути, ещё подростки, но уже с серьёзными контрактами?