«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»: как художник Анатолий Зверев рисовал Гоголя
Музей AZ выпустил книгу «Анатолий Зверев и мировое искусство» журналиста, искусствоведа, куратора выставок, сотрудника музея Сергея Соловьева. В книге Соловьев сравнивает Зверева с Поллоком и Малевичем, Ван Гогом и Да Винчи. С разрешения музея Forbes Life публикует фрагмент, посвященный Звереву в роли книжного иллюстратора.
Зверев и книга: иллюстрации к литературной классике
Есть устойчивое представление об особой логоцентричности русской культуры: будто слово (и, как его производное, литература) определяет специфику нашего эстетического ландшафта. С определенными оговорками, это мнение вполне резонное: с первых шагов новорожденной Академии художеств (то есть с началом светского образования) русские художники, во многом ориентировались на текст. Не случайно в живописной табели о рангах на первое место ставилась «историческая картина». Ведь она не только представляет, но и нечто рассказывает — опирается на литературную историю (священные писания, летопись, роман и т.д.).
Правда, модернизм ХХ века и, особенно, опыт русского авангарда перевернули привычные отношения слова и изображения. Уже не литература генерировала визуальные образы, а, наоборот, художники стали писать тексты, поясняя визуальные эксперименты. Многочисленные трактаты и статьи Казимира Малевича — не что иное, как попытки пересказать собственное формотворчество. Рассказать то, что пересказу почти не поддается. Примечательно, что отношение Зверева к литературе включало сразу две обозначенные тенденции: страсть к тексту, литературное сотворчество, с одной стороны, с другой — желание вырваться за пределы слов, дойти до первоистоков образа. Не случайно, одна из самых масштабных выставок, посвященных зверевским иллюстрациям к классике называлась «Литературные фантазии художника Зверева» (она прошла в московском Литературном музее в 2016 году).