Российские броненосцы против британских рыбаков, крейсера «Аврора» и невидимых миноносцев
Неудачное планирование, плохая подготовка, низкий моральный дух. Да что вообще могло пойти не так? В 99-ю годовщину Трафальгарского сражения российские корабли у берегов Великобритании по ошибке вступили в бой друг с другом и английскими рыбаками.
Российско-британские отношения никогда не были стабильными. То дружба на век и монополия англичан на торговлю русскими товарами по всему миру, то война в Крыму и столкновения в Средней Азии. Буквально за три года до создания Францией, Россией и Великобританией военного союза «Антанта», произошёл серьёзный инцидент, который чуть не привёл к войне между будущими союзниками.
1904 год. Российская империя на тот момент уже воевала с Японией и проигрывала.
Дипломатически Россия уже проиграла. Японию поддержали Великобритания и США, которые предупредили союзную России Францию о недопустимости вмешательства. Для Британии это было частью «Большой игры» — противостояния экспансии России в Южной и Центральной Азии.
Впрочем, был и формальный повод — Российская империя до этого нарушила обязательства по выводу войск из Маньчжурии и начала размещать военные объекты в Корее. Дядя Эдуард (VII) и его племянник Николай (II) не смогли договориться по-семейному.
Кроме того, британцы занимались перевооружением японской армии, а следовательно были коммерчески заинтересованы в успехе Японии.
К осени 1904 года ситуация выглядела совсем неоптимистично. Первая Тихоокеанская эскадра фактически была разбита, Порт-Артур осаждён, а сражения при Ляоляне и Шахе закончились условной «ничьёй», то есть не дали стратегического преимущества.
Решить проблему теоретически должна была спешно сформированная Вторая Тихоокеанская эскадра.
Правда, эта спешность была следствием неграмотного планирования. Войну с Японией ждали только в 1905 году, но даже с началом войны в феврале 1904 года вместо того, чтобы ускорить спуск на воду новых кораблей и начать подготовку экипажей командование заняло выжидающую позицию. Формировать вторую эскадру пришлось исключительно из кораблей Балтийского флота, так как выход из Чёрного моря контролировала Турция, с которой отношения тоже были не очень.
Сами корабли в целом отвечали требованиям той эпохи, но уже было известно о военном превосходстве противника в корабельной артиллерии и бронировании. Немецкая разведка охарактеризовала эскадру как не готовую к военным действиям, в том числе и по причине обилия деревянных элементов внутренней обшивки, ковров, портьер и мягких кресел в офицерских помещениях, плохо влияющих на пожарную безопасность и мешающих передвижению во время сильной качки.
В августе 1904 года на Особом совещании под председательством Николая II назначенный командовать эскадрой Зиновий Рожественский доложил, что при условии выхода эскадры в море 1 сентября в Порт-Артур она придёт не раньше января 1905 года, то есть скорее всего не успеет до падения крепости, а после полугодового перехода ей придётся вступать в бой с превосходящими силами противника и прорываться в закрытый льдом Владивосток.
По воспоминаниям Великого князя Александра Михайловича, в то время курировавшего торговый флот и присутствовавшего на этом совещании, речь Рожественского была «нельсоновской», а в личной беседе он создал впечатление человека с психологией самоубийцы. Логики в решении отправить эскадру в имеющемся составе не было. Её ждала верная гибель без какого-либо стратегического смысла только ради удовлетворения общественного мнения. Однако переубедить командование не удалось. Не будем, впрочем, забывать, что Александр Михайлович немногим ранее организовал каперский, то есть пиратский налёт в Красном море на британских контрабандистов, доставлявших оружие в Японию. Это привело к серьёзному дипломатическому скандалу, и хотя идея, по его словам, была согласована и с царём и с министрами Великого князя назначили «крайним» князем, так что к его мнению прислушивались не очень внимательно.
Рожественский едва ли был неадекватен, он просто не захотел выступать против, так как участники Особого совещания могли подумать, что адмирал боится предстоящих трудностей, и заменить на кого-нибудь ещё. А он первоначально взялся за дело и обещал выполнить задачу. В добавок к этому император лично познакомил Рожественского с императрицей и наследником Алексеем, которому на тот момент исполнился всего месяц. Сложно представить, кто мог сказать императору «нет» в таких обстоятельствах, разве что Великий князь Александр Михайлович, но его, как мы помним, уже не слушали.
Зиновий Петрович прошёл русско-турецкую войну, лично участвовал в боях, командуя корабельной артиллерией, затем помогал создавать флот Болгарии, командовал кораблями, работал атташе в Лондоне, а в 1900 году уже будучи контр-адмиралом получил известность благодаря организации работ по спасению броненосца, вылетевшего на камни. Так что, он был опытным и дисциплинированным капитаном, но никогда не командовал крупными морскими соединениями и не имел опыта планирования морских сражений.