Появился способ оставаться русским,находясь от родины на почтительном расстоянии

Robb ReportРепортаж

Одна нога здесь, другая там

Эмиграцию русские во все времена переживали как трагедию, но, похоже, появился способ оставаться русским, находясь от родины на почтительном расстоянии

Дмитрий Губин (журналист, телеведущий)

Термин «гибридная эмиграция» ввёл в оборот Марат Гельман. Дело было в прошлом году в Черногории, в Будве: адриатический брег, бархатно-сезонная ленца и нависающие над ленцой и брегом апартаменты Dukley Gardens. Над их возведением трудились лучшие российские умы и капиталы, некоторое время объединённые в кудревласом девелопере Полонском, — в итоге получилось нечто похожее на упавший на скалу торт «Муравейник».

И вот по торту и кромке моря прогуливался неспешно писатель Акунин, нынешний житель сразу Франции, Испании и Англии. И писатель Шишкин, житель Швейцарии. И писатель Сорокин, житель Германии. И музкритик Троицкий, житель Эстонии. И блогер Адагамов, житель Чехии. Там некогда гулял и я, ведь вреден север для меня: я как раз перебрался из Петербурга в Баварию, а точнее, стал жить на две страны. Много с кем такое в последние годы случилось. С кем по работе, с кем — по семейным либо политическим обстоятельствам. А кто-то просто решил вбить гвоздь в другую стену: как есть транссексуалы, которым неуютно в собственном теле, так есть и транспатрианты.

Сам Гельман в Черногории четыре года. Переехал, когда контрреволюция задушила ему культурную революцию в Перми. А было лихо — превращать никому (даже местным)не интересный облцентр в культурную столицу мира. Молодёжь из Перми улетала стаями. Когда стали разбираться, выяснилось, что основная претензия — нечего делать по вечерам. И вот тогда переформатировать вечера в Пермь прилетел варягом Гельман.

Я Марата знаю давно — и знаю его особенность: каждые лет шесть-семь он сбрасывает с себя прошлое, как змея кожу. Говорить с Маратом, скажем, о его бытности политконсультантом бессмысленно. Пожмёт плечами: нет больше того…

Так вот, Гельман пермского периода как раз менял кожу. Его стали интересовать постиндустриальные города. Из всех его тезисов я запомнил несколько. Первый — что под культурной политикой в городах следует понимать не выставки—фестивали—музеи, а решение социальных проблем методами культуры. Второй — что города сегодня важнее государств. И третий пункт, самый важный, — что современный город является машиной по производству и наполнению свободного времени. Если эта

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении