Одна нога здесь, другая там
Эмиграцию русские во все времена переживали как трагедию, но, похоже, появился способ оставаться русским, находясь от родины на почтительном расстоянии
Термин «гибридная эмиграция» ввёл в оборот Марат Гельман. Дело было в прошлом году в Черногории, в Будве: адриатический брег, бархатно-сезонная ленца и нависающие над ленцой и брегом апартаменты Dukley Gardens. Над их возведением трудились лучшие российские умы и капиталы, некоторое время объединённые в кудревласом девелопере Полонском, — в итоге получилось нечто похожее на упавший на скалу торт «Муравейник».
И вот по торту и кромке моря прогуливался неспешно писатель Акунин, нынешний житель сразу Франции, Испании и Англии. И писатель Шишкин, житель Швейцарии. И писатель Сорокин, житель Германии. И музкритик Троицкий, житель Эстонии. И блогер Адагамов, житель Чехии. Там некогда гулял и я, ведь вреден север для меня: я как раз перебрался из Петербурга в Баварию, а точнее, стал жить на две страны. Много с кем такое в последние годы случилось. С кем по работе, с кем — по семейным либо политическим обстоятельствам. А кто-то просто решил вбить гвоздь в другую стену: как есть транссексуалы, которым неуютно в собственном теле, так есть и транспатрианты.
Сам Гельман в Черногории четыре года. Переехал, когда контрреволюция задушила ему культурную революцию в Перми. А было лихо — превращать никому (даже местным)не интересный облцентр в культурную столицу мира. Молодёжь из Перми улетала стаями. Когда стали разбираться, выяснилось, что основная претензия — нечего делать по вечерам. И вот тогда переформатировать вечера в Пермь прилетел варягом Гельман.
Я Марата знаю давно — и знаю его особенность: каждые лет шесть-семь он сбрасывает с себя прошлое, как змея кожу. Говорить с Маратом, скажем, о его бытности политконсультантом бессмысленно. Пожмёт плечами: нет больше того…
Так вот, Гельман пермского периода как раз менял кожу. Его стали интересовать постиндустриальные города. Из всех его тезисов я запомнил несколько. Первый — что под культурной политикой в городах следует понимать не выставки—фестивали—музеи, а решение социальных проблем методами культуры. Второй — что города сегодня важнее государств. И третий пункт, самый важный, — что современный город является машиной по производству и наполнению свободного времени. Если эта