Карта удачи: как зарплатные проекты повышают лояльность сотрудников и доходы бизнеса
Отмена «зарплатного рабства» обострила конкуренцию на финансовом рынке. Чтобы сохранить компании на зарплатных проектах, одни банки ввели комиссии за перевод оплаты сотрудникам на карты других банков, другие предложили клиентам дополнительные сервисы. Поиски партнера с комфортным обслуживанием привели сеть ресторанов «Додо Пицца» и онлайн-школу SkillFactory к выгодному открытию: зарплатные карты могут послужить инструментом развития бизнеса и мотивации персонала.
Еще осенью 2014 года в России были приняты поправки в Трудовой кодекс, отменяющие «зарплатное рабство» — когда сотруднику для выплаты заработной платы навязывался только один конкретный банк. Однако на практике новые правила распространялись довольно сложно. Компании настойчиво предлагали сотрудникам прежние стандартные условия, чтобы избежать повышенной операционной нагрузки на бухгалтерию. Некоторые крупные банки ввели комиссии за зарплатные переводы на карты конкурентов, причем с прогрессирующими ставками — чем большие суммы переводишь, тем выше плата. Одновременно с этим на рынке появились зарплатные проекты, построенные на принципиально другом подходе — удерживать и привлекать клиентов дополнительными возможностями.
Личное и корпоративное
«Мы и прежде шли навстречу сотрудникам, — рассказывает Дмитрий Вязов, заместитель финансового директора управляющей компании «Додо Франчайзинг». — Даже если банк N выбирали всего два сотрудника, перечисляли туда зарплату, несмотря на сопутствующие сложности».
С техническими неудобствами в «Додо» справились довольно быстро: уровень IT-решений вырос, и все процессы, связанные с формированием платежных поручений и реестра, полностью автоматизировали. А вот снизить финансовые издержки не удавалось. Напротив, они постоянно росли. В банке, который на тот момент обслуживал зарплатный проект «Додо Франчайзинг», действовали прогрессирующие комиссии на переводы в другие банки. В какой-то момент доля таких платежей увеличилась настолько, что превратилась в ощутимую сумму. «С перевода зарплат на 3 млн рублей бизнес может заплатить около 2% комиссии — это 60 000 рублей, — отмечает Дмитрий Вязов. — При этом компании средней руки платят в месяц гораздо больше трех миллионов. Терять деньги не хотелось».
Для начала в «Додо Франчайзинг» провели опрос и выяснили: 90% сотрудников предпочитают всего два банка. Именно с ними и заключили договоры на ведение зарплатных проектов. Чтобы минимизировать затраты, сравнили условия обслуживания. «Ранее за некоторые опции — овердрафт, гибкие лимиты — приходилось бороться, — вспоминает Вязов. — В «Тинькофф Бизнесе», с которым мы договорились, они были частью стандартных пакетов». Обслуживание подразумевало, к примеру, такую выгодную возможность, как овернайт — краткосрочный депозит на одну ночь, когда деньги компании фактически выводятся из оборота и не приносят прибыли. Но самое главное — выбранный «Додо» тариф не предполагал комиссии за переводы в другие банки. От бухгалтера требовалось лишь загрузить реестр сотрудников в личный кабинет «Тинькофф Бизнеса». В итоге сформировалась оптимальная для «Додо» схема. В первый банк перечисляется зарплата лишь обладателям его карт. Через «Тинькофф» проводятся все остальные платежи. Новому сотруднику необязательно оформлять зарплатную карту — он может воспользоваться имеющейся у него.