Вождь индейки
Агрохолдинг Наума Бабаева «Дамате» вскоре может стать самым крупным не только в России, но и в Европе. Заменят ли мясо и пшеница нефть и газ в структуре российского экспорта? Что будут есть люди в ближайшем будущем и получится ли накормить все население планеты? Об этом и других перспективах агробизнеса Бабаев рассказал главному редактору Esquire Сергею Минаеву.
СЕРГЕЙ МИНАЕВ: В 2006 году компания «Черкизово», в которой ты занимаешь пост директора по стратегическому развитию, выходит на IPO. Ты уходишь из компании и начинаешь делать собственный бизнес. Почему не остался там?
НАУМ БАБАЕВ: У каждого наступает момент, когда хочется сделать что-то для себя. Я получил много опыта и наработал много связей. И начал двигаться в сторону собственного бизнеса.
СЕРГЕЙ: Изначально пойти туда работать – это был осознанный выбор или случайный?
НАУМ: Случайный. Мне было 16, дядя привел меня и дал работу. Меня посадили в машину выездной торговли и отправили на Курский вокзал – продавать колбасу. Поначалу я, конечно, был раздосадован. Но потом понял, что это за точка, – мы продавали очень много колбасы и зарабатывали для тех времен огромные деньги. Так я провел месяца четыре.
СЕРГЕЙ: Тебя не смущала эстетика бизнеса? Примерно в то же время я разговаривал с Олегом Тиньковым. Середина нулевых, Олег продает пельмени «Дарья» и запускает пиво «Тинькофф». Я записываю с ним интервью и спрашиваю: «Олег, у вас же все хорошо с «Дарьей», зачем?» Он отвечает: «Ты понимаешь, я не хочу быть пельменным королем. Я хочу стать пивным бароном!» Его волновала эстетика. У тебя было такое?
НАУМ: Я этим не страдал. Были другие приоритеты. Мне нужно было зарабатывать деньги. Молодой парень из достаточно бедной семьи искал возможность заработать. Потом уже, наверное, сформировались какие-то представления об эстетике. Но у меня нет таких амбиций – быть королем или бароном. Сейчас мы занимаем почти половину рынка индейки – и все равно не думаем об амбициях. Скорее, это возможность формировать рынок, влиять на него, задавать новые стандарты.
СЕРГЕЙ: Ты помнишь момент, когда, начав собственный бизнес, почувствовал себя влиятельным игроком в индустрии?
НАУМ: Впервые я почувствовал, что у нас что-то получилось, в 2012-м, когда мы провели сделку с «Оламом» (Olam International, один из крупнейших производителей продовольствия в мире. – Esquire). И это был еще молочный бизнес, «Дамате» была совсем молодой компанией, и заниматься индейкой мы только начинали. А с 2006-го по 2012-й были сплошные испытания. Трудные времена, когда я вообще не был уверен, что у нас получится. Наезды, заезды, отъезды. СЕРГЕЙ: На тебя много наезжали?
НАУМ: Мы прошли сложный путь.
СЕРГЕЙ: Это были классические рейдерские атаки – со сменой директоров и наездами автоматчиков?
НАУМ: Нет. Пару раз пытались заходить разные структуры типа региональных бандитов – но мы довольно легко отбивались. Один раз сотрудники силовых структур пытались посадить нас на процент. Это был знаменитый кейс – потому что мы им отказали. Буквально через две недели на производстве начались «маски-шоу»: люди с автоматами, кладут всех лицом в пол, обыски. Мы писали Титову (Борис Титов, бизнес-омбудсмен. – Esquire). В тот момент МВД возглавил Колокольцев. Наше дело изъяли из региона, подняли в Москву. Разобрались, отправили ревизию; пару генералов, которые организовывали наезд, сняли с постов. Это была показательная история. Я поверил, что если ты работаешь по-белому, то в России у тебя может получиться.
СЕРГЕЙ: Давай поговорим о русском потребителе. В моем понимании у 90% россиян в холодильнике лежит докторская колбаса.
НАУМ: У 100%.
СЕРГЕЙ: Насколько отличаются пищевые стандарты России и СНГ от Европы?
НАУМ: Сильно, если говорить про докторскую колбасу. Более того, в самой Европе они сильно различаются. Взять Польшу и Германию или Францию и Италию – это две разные культуры потребления.
СЕРГЕЙ: Задам вопрос иначе. Существуют клише культа еды в Италии или Франции – хотя это не клише, так оно и есть. Русский человек как относится к еде?
НАУМ: Сложный вопрос. Надо понимать, что отвечать на него мы должны через призму 70 лет социалистического прошлого, когда к еде относились как к чему-то недостижимому.
СЕРГЕЙ: Хочешь сказать, до революции по-другому относились?
НАУМ: По-моему, в начале ХХ века Россия входила в пятерку крупнейших экспортеров масла, молока и мяса. Поэтому до революции люди, конечно, не все могли купить, но обеспеченность продовольствием была. А в советское время люди теоретически могли бы и купить, но нечего. Сейчас мы начинаем относиться к еде более ответственно. Люди задумываются об экологии, упаковке, качестве. Поколение Z во всем мире будет другим, более экологичным.
СЕРГЕЙ: Как за столь короткий период вы кратно увеличили потребление индейки в России? Я говорю о том, что многие не ели индейку. Это не русская птица, она непонятная.