Мечта и реальность
Скоро на электромобили пересядет полмира. И это уже не шутки, а реальное будущее. По прогнозам Международного энергетического агентства (IEA), к 2040 году до 60% проданных автомобилей будут на электротяге. Многие из них станут беспилотниками. У России в это будущее, как всегда, свой путь
Электрокарами у нас будут пользоваться только две категории людей: самые богатые и самые экономные. Состоятельным автомобилистам придётся привыкать чаще пользоваться розеткой, потом у что им просто не оставят выбора — в высоком сегменте особую ценность представляет возможность купить нечто уникальное и желательно одним из первых. И дальновидные автобренды всё чаще предлагают свои новинки только в электроварианте. Новый спорткар Lamborghini будет электрическим. За ним выйдет такой же «зелёный» Urus. У бьющего все рекорды продаж в России Rolls-Royce выйдет электромобиль Spectre. Любимый россиянами Porsche Macan тоже станет электрическим. Даже Bentley к 2030 году будет делать только электрокары. А это значит, что любителям Flying Spur и Bentayga тоже придётся обустраивать на своих парковках зарядные станции. У Mercedes — EQS, у Audi — e-tron. Что у BMW — расскажут блогеры. И не забываем про Tesla. И все эти модели будут продавать в России, потому что их тут точно купят.
А вот представитель среднего класса позволить себе электрокар даже из массового сегмента просто не сможет, поскольку на них действуют неприлично высокие ввозные пошлины: за каждую машину импортёры вынуждены доплачивать 15% от её стоимости, и эти расходы, конечно, переложили на покупателей. В то же время в Китае до недавнего времени покупателям компенсировали до 25% от стоимости электрокара. Производить электрокары в России не начнут ещё минимум лет 50. При этом локализация производства ещё не гарантирует более низких цен. Вспомним отечественный электрокар Lada Ellada — в 2012–2013 годах машина стоила 1 млн рублей. Позже последовало ещё несколько попыток построить популярный отечественный электрокар — КамАЗ сделал «Кама-1», а производитель автобусов показывал шаттл MatrЁshka. Все проекты сошли на нет — затраты на производство оказались слишком высокими.