«Какой бизнес-план? Только интуиция»
В период глобального локдауна основатель косметического бренда Natura Siberica Андрей Трубников рассказал главному редактору Robb Report о психологии потребления в разных странах, необъяснимой любви Саудовской Аравии к российскому бренду и о том, почему не стоит шутить с настоящими шаманами и экономить на подношениях китайским богиням
Андрей Золотов: Что вы думаете по поводу ситуации с коронавирусом?
Андрей Трубников: Да все убытки терпят.
Вы ведь в сферу косметики тоже в кризис попали?
Ну, разорился и попал.
Классическая история — нечего терять.
Надо было что-то делать. Я вижу, что и сейчас есть новые возможности. Вот, например, увлажнитель воздуха: если сейчас придумать какой-нибудь фильтр, который убивает микробов, на этом можно заработать.
Как вы принимаете решения о том, что делать или не делать, что будет успешно, а что нет? Исследования рынка? Жёсткий маркетинг?
Интуитивно. Только интуиция, больше ничего не работает. Любой бизнес-план надо каждый месяц переписывать. То одно случается, то другое. То война в Сирии, то коронавирус. Вот у нас бизнес-план — выпустить серию профессиональной косметики Natura Siberica. А китайцы закрыли все границы, и мы не можем ничего выпустить. Бизнес-план не работает, даже если у тебя нефтяная скважина, неизвестно, что завтра будет с ценой на нефть.
Покупательная способность у народа падает, что будете делать?
Вы же видите, что у людей нет денег даже на одежду. Раньше покупали косметику просто так: вот, я шампунем попользовался две недели, пойду куплю какую-нибудь новиночку. А сейчас будут им пользоваться, пока последнюю каплю не выжмут. Скоро всё, как в Германии, будет за 2 евро…
Идём в массовый сегмент?
Сейчас уже 80% дохода — от распродаж, народ ищет, что дешевле. Ему без разницы бренды, распродажа есть — покупаю. Почему в Бразилии такой большой рынок? У бразильцев и зарплата, может быть, сопоставима с нашей, но у них такая культура, что они тратят 30% зарплаты на косметику: чистят зубы пять раз в день, принимают душ пять раз в день.
Хотят жить лучше? Или климат такой?
Просто мания у людей. Например, шампунь для собак у них хорошо продаётся: у каждого большого молла стоит грумер — собаку оставляешь, а сам идёшь шопиться. В это время собаку моют, причёсывают, а потом возвращают тебе на выходе. Хотя народ вроде небогатый. Вы представляете какого-нибудь немца, который оставит собаку, чтобы её помыли? Он скорее купит машину дорогую, Audi или BMW, но никогда не купит дорогой шампунь. Культура такая — шампунь у немца должен быть натуральный и за 2 евро, и в маленьком флакончике: попробовал, если дерьмовый — не жалко выбросить. Потому Natura Siberica не покупают в Германии. Они сказали: «Вы свои сказки про Сибирь французам рассказывайте, а нам не надо, мы эти сказки слушать не будем».