Из принцев в князи
Расставаясь с замками за границей, состоятельные соотечественники всё чаще строят дома в России по образцу и подобию дворянских усадеб
Кто из нынешних солидных бизнесменов в школьные годы не мечтал быть принцем или, в крайнем случае, мушкетёром? В середине 90-х, когда у россиян проснулся аппетит к зарубежной недвижимости, оказалось, что любой желающий может приобрести в собственность дворец или замок, причём не намного дороже квартиры в Южном Бутове. Это открытие вскружило голову многим новым русским.
Время желаний
Приобретения эпохи первоначального накопления капитала были романтическими и зачастую необдуманными. Покупались замки во Франции, поместья в Шотландии и Чехии, необитаемые острова на Карибах. Наши люди действовали, как дети в магазине игрушек. Без бизнес-плана, знания законов страны и обязательств по сохранению и реставрации исторических памятников.
Позже выяснялось, что разрушенный графский замок в трёх часах езды от Парижа — никакой не «актив». Владение им не делает нового собственника ни знатнее, ни весомее в глазах общества, а приспособить благородные развалины для комфортного проживания с семьёй невозможно или по цене сильно превосходит постройку нового дома. То есть в отсутствие практической пользы обладание замком и прилегающими земельными угодьями влечёт значительные расходы, в том числе уплату немалых налогов. Часть бизнесменов, сгоряча купивших в конце 90-х годов исторические объекты в Европе, попытались их продать. Но это можно было сделать только с дисконтом до 70% или выждав 2–3 года, пока найдётся другой незадачливый покупатель. Тогда, чтобы не терять деньги, новые собственники стали рассматривать различные альтернативы — сдачу в аренду под вечеринки и свадьбы, переоборудование в гостиницы или санатории. Получалось это далеко не у всех.
Процесс отрезвления и перехода от спонтанных покупок к взвешенным по очевидным причинам совпал с кризисом 2008 года и последующим «импортозамещением». Две главные тенденции, которым следовали наши соотечественники в десятилетие с 2008 по 2018 год, — это осознание того факта, что далеко не каждый объект недвижимости является «активом», и, как следствие, сокращение жилой недвижимости, вплоть до полного исключения из семейного портфолио курортных домов, в первую очередь экзотических и исторических, не приносящих ничего, кроме расходов. На смену замкам, дворцам и островам пришли складские и офисные помещения, сданные в аренду как минимум на пять лет и приносящие владельцу стабильный доход в Нью-Йорке, Париже или Берлине. Но ведь не доходом единым жив человек. Должно быть место для развлечений и увлечений. Новое время — новые тенденции. Вместо замка в Шотландии или под Парижем — реконструкция дворянской усадьбы в Подмосковье. Вместо квартиры на набережной Круазетт — пентхаус в Сочи. Вместо покупки винодельческих хозяйств в Тоскане — возделывание виноградников, например, в Крыму. Итак, на что же сегодня в России может рассчитывать клиент, заинтересованный в приобретении усадьбы, как исторической, так и вновь построенной?