Режиссер «Пиковой дамы»: «Не знаю, как можно так уж сильно испоганить музыку Чайковского и слова Пушкина, чтобы зрители выбегали из зала»
Александр Легчаков, хоть и не профессиональный режиссер, поставил «Пиковую даму» в новом для Москвы (да и не только) жанре оперы-променада. Мы прогулялись с ним по особняку Гончаровых-Филипповых, где проходит действие, и обсудили, как он замахнулся на классику и кому и зачем смотреть «Даму» за 10 000 рублей (вопрос ценообразования тоже затронули)
«Пиковую даму» в Troyka Multispace продвигает та же «Команда +1», которая занималась пиаром иммерсивного спектакля «Вернувшиеся», – и это первый признак того, что проект достоин внимания. Второй признак – это, пожалуй, Петр Налич в качестве солиста. А третий – это скромная фигура режиссера постановки Александра Легчакова. Если несколько лет назад вы застали резвую хип-хоперу «Копы в огне», то видели Легчакова – он играл копа Козульски. В то время параллельно с этим он преподавал экономику в московских вузах, читал публичные лекции об институте первых леди и национальных ценностях, а также выступал в темных очках и с золотой цепью на шее в составе музыкального коллектива Canicool. Пока мы удивлялись широте его интересов, Легчаков пробовал себя в качестве режиссера то променада по Арбату для компании Nike, то концерта в Кремле. В 2015-м он показал первую версию «Пиковой дамы» небольшому кругу знакомых, после чего, зафиксировав отзывы, принялся за доработку материала. Через два года, за которые московской публике успели объяснить смысл понятия «иммерсивный театр» на примере «Черного русского» и «Вернувшихся», Легчаков возвращается в «Тройку» с оперой-променадом «Пиковая дама», и лучшего времени для премьеры, кажется, нельзя было выбрать.
Чем вы лучше «Черного русского» и «Вернувшихся»? Я бы не сказал, что мы лучше кого-то. Мы совершенно другие. Все-таки опер-променадов не было ни разу в мире, нам по крайней мере такие прецеденты не известны. Мы отличаемся наличием текста Пушкина и гениальной музыки Чайковского. Чем еще? Пожалуй, тем, что у нас ограниченный состав зрителей, всего 54 человека, это создает определенную камерную атмосферу. И опера в этой камерной атмосфере, когда ты практически внутри сцены находишься, создает новые эмоциональные ощущения. Эта махина по-другому создает впечатления. У нас иначе организовано прочтение материала: мы идем по линейному сюжету, передвигаемся группой, а не хаотично, и поэтому все вопросы про то, что «нам ничего не понятно в иммерсивном спектакле», у нас отпадают. У нас все понятно. Что ты подразумеваешь под линейным подходом? Это значит, что у вас в одно время не может быть действия в нескольких залах, когда часть зрителей в одном месте смотрит, а часть – в другом? У нас 54 человека перемещаются за гидом, это Пушкин сам, Александр Сергеевич. Он ведет зрителей по своему произведению. Мы не можем оказаться в разных локациях, потому что музыка и актерское действие сопровождают нас. Как раз в других спектаклях это можно сделать, потому что сюжет не линеен. У нас же нитью проходит драматический сюжет Пушкина, и мы двигаемся по нему все вместе. Надеюсь, это действительно несколько упростит восприятие. Да-да. Хотя я все равно говорю, что не все понятно. Поэтому мы сделали любопытную вводную сцену, она создает погружение в метафизику спектакля, в состояние тайны трех карт. Не буду ничего подробно говорить, вы удивитесь. *(Смеется.)* Скажу только, что произведение напичкано дополнительными смыслами, раскладывается на дополнительные уровни. Просто фантастическое произведение.