Обычные фильмы от обычных режиссеров: Гордей Петрик о том, как в России, наконец, появилось жанровое кино
Традиционно российский кинематограф принято любить за молчаливый бессюжетный артхаус или драмы о маленьком человеке, на последнем издыхании борющемся с несправедливостью Бога и власти. Обозреватель «Сноба» Гордей Петрик предлагает вам на эти выходные совершенно другие фильмы, которые он включил в список лучших лент отечественного производства за прошлый год. «Неадекватные люди — 2» и «Чего хочет Слава?» — две простые истории, рассказанные понятным и непритязательным киноязыком. И именно этого так часто ужасно не хватает нашему кино.
Лучшие жанровые российские фильмы 2020 года показали не на «Кинотавре», а на стриминговых платформах. «Неадекватные люди 2» и «Чего хочет Слава?» не создают новых смыслов, а их режиссеры Роман Каримов и Оксана Бычкова, очевидно, не заинтересованы в поиске нового языка кино. Удивительно, но в этом их огромное преимущество над легионом самоуверенных русских авторов, безуспешно алчущих участи первопроходцев в принципиально новые ниши, которые известны лишь им (исключений в таких случаях раз-два и обчелся, и на российских фестивалях 2020 года они представлены не были). К уровню «Неадекватных людей — 2» и «Чего хочет Слава?» отечественные фильмы десятых, пожалуй, не приближались. В обоих случаях это вестернизации, адаптации модных западных киножанров под нынешний московский ритм жизни. Оксана Бычкова выходит на территорию того, что можно назвать постмамблкор — раннего Ноа Баумбаха, Лены Данэм и Греты Гервиг. Роман Каримов пускается исследовать те же дебри, но у него получается сказка-притча с назидательным финтом в стиле Финчера.
Тут необходимо сделать важное отступление, предназначенное для таких же снобов, как я, не привыкших давать определенным режиссерам второго шанса. Для обоих авторов эти фильмы — огромный шаг. Раньше их попытки перевести западные паттерны на русскую почву могли вызывать исключительно негодование в силу их безрефлексивности. Первая часть «Неадекватных людей» имеет лишь косвенное отношение к новому фильму (сиквел от нее практически не отталкивается, герои нового фильма не нуждаются в предыстории, и ими могли быть и другие люди). В дебюте 11 лет назад Роман Каримов усматривал