Рецепт крушения: что такое «капитанизм» и почему это опасно для команды
В ситуации, когда авторитарные лидеры просто доводят свое мнение до окружающих, а альтернативные идеи и рассуждения не учитываются, может произойти катастрофа, говорит социальный психолог Роберт Чалдини, известный своими работами по психологии влияния. Рассказываем, почему пассивность экипажа может быть смертельной и чем плоха излишняя сплоченность внутри группы.
Психолог Роберт Чалдини посвятил большую часть своей академической и просветительской карьеры науке убеждения. Его книга «Психология влияния» стала бестселлером и «библией» маркетологов всего мира — их она учит простым приемам, которые могут заставить людей покупать то, что вы продаете в больших количествах. Но стратегии, о которых пишет Чалдини, работают не только в области продаж, а во всех сферах жизни, в том числе мягко подталкивая людей к общественно-полезному, этичному и экологичному поведению.
Чалдини выделил всего шесть основных принципов, которые позволяют влиять на людей. Это принцип взаимного обмена (мы чувствуем себя обязанными оказать услугу за услугу), принцип авторитета (мы хотим опираться на мнение экспертов), принцип обязательств и последовательности (мы хотим действовать в соответствии с нашими обязательствами и системой ценностей), принцип дефицита (чем менее доступен ресурс, тем больше мы его желаем), принцип благорасположения (чем больше нам нравится человек, тем больше мы хотим сказать ему «да») и принцип социального доказательства (в своем поведении мы руководствуемся тем, что делают другие).
О простых и работающих приемах влияния, основанных на этих принципах и общих положениях социальной психологии, он написал книгу «Психология убеждения. 60 доказанных способов быть убедительным в соавторстве с Ноа Гольдштейном и Стивом Мартином. Книга выходит на русском языке в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» в сентябре. Forbes публикует отрывок.
Минусы капитанизма
«Крайне опасно считать себя самым умным в комнате. Вероятно, еще более опасно, если окружающие считают вас самым умным человеком. Это становится особенно актуальным, когда речь идет о кабине самолета, а вышеупомянутый руководитель является пилотом.
Возьмем, к примеру, следующий разговор, записанный бортовыми самописцами самолета компании Air Florida перед тем, как он упал в покрытую льдом реку Потомак недалеко от Вашингтона, округ Колумбия, в 1982 году.
Второй пилот. Давайте еще раз проверим, не обледенели ли законцовки крыльев, мы слишком долго тут стоим.
Командир экипажа. Нет, я думаю, надо взлетать через минуту.
Второй пилот [Сверяясь с показаниями приборов, пока они готовятся к взлету] Все-таки что-то здесь не так. Э, нет, это неправильно.
Командир. Нет, правильно...
Второй пилот. Ну, может, и так. [Звук самолета, безуспешно пытающегося набрать высоту]
Второй пилот. Ларри, мы идем вниз.
Командир. Я знаю. [Звук удара, который унес жизни командира, второго пилота и еще 76 человек]
Это лишь один, но трагический пример того, как члены команды уступают мнению лидера, законного и якобы более компетентного руководителя. Это также показывает, что руководители часто не замечают влияния, которое их статус и опыт оказывает на окружающих людей. Поведение такого рода получило название «капитанизм» (captainism) — из-за порой смертельной пассивности членов экипажа, когда капитан принимает явно неправильное решение. Специалисты, изучающие аварии, неоднократно прослушивали записи катастроф, свидетельствующие об очевидной ошибке капитана, не исправленной другим членом экипажа.