Валерий Игуменов об интернете и информации

РБКРепортаж

Война за внимание

Валерий Игуменов, главный редактор журнала РБК

Выбирая тему для этого номера журнала, мы долго сомневались, спорили и даже ругались: где новые медиа и где мы — люди, которые в 2018 году выпускают бумажный журнал. Принт в наши дни выглядит вещью настолько устаревшей и экстравагантной, что это даже круто. По крайней мере, мы в этом уверены и ждем, что скоро продажи бумажных изданий начнут расти такими же темпами, как продажи виниловых пластинок (а в прошлом году совокупные винила и CD в США обогнали продажи цифровой музыки).

Но большая часть современных медиа и практически все новые медиа живут в онлайне, их проблемы отличаются от наших примерно так же, как дрон отличается от дирижабля. Но все мы хотим одного и того же — внимания, денег и славы, толкаясь локтями на небольшой полянке под названием российский медиарынок. Именно тот, кто завоюет больше внимания, получит и две другие составляющие успеха, и битва за читателя сейчас стала окончательно важнее битвы за рекламодателя (все 1990-е и большую часть 2000-х это было не так). Все изменил интернет.

Казалось бы, это отвечает интересам читателя, который стал королем и теперь должен быть счастлив. Но его внимание — не бесконечный ресурс, и борьба за этот ресурс идет с таким ожесточением и напором, что читатель хочет делиться своим вниманием все реже и меньше. Современный человек подключен к онлайну всегда, устройство для выхода в интернет у него с собой, и при каждом взгляде на экран смартфона на него выпрыгивают, мигают, кричат и завлекают новые и новые охотники за его временем и деньгами. «Шум системы» уже достиг такого уровня, что все больше людей задумываются об информационной гигиене, стараются читать меньше новостей или как можно реже погружаться в информационный поток. Все это, правда, приводит лишь к придумыванию более изощренных способов битвы за внимание.

Вторая большая проблема войны за читателя — фейковые новости во всех своих видах, от распространения намеренной лжи и непроверенных сплетен до сравнительно невинного кликбейта и бесконечной переупаковки лежалого товара. Если внимание важнее всего, все остальное не так важно. Современные методы распространения информации так сильны и так доступны, что кто угодно может распространять с их помощью что угодно мгновенно и по всему миру, анонимно или от лица фальшивых организаций и людей.

Последние скандалы с троллями и ботами (совсем не только русскими) в социальных сетях сопровождаются судебными процессами, разбирательствами в американском конгрессе США и обвинениями в адрес создателей сетей, в том числе главы Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марка Цукерберга. Но, как язвят по этому поводу американские колумнисты, боты использовали соцсети ровно так, как они были задуманы их создателями, вспоминая высказывание гендиректора Twitter Дика Костоло: «Мы хотим мгновенно соединять людей по всему миру с тем, что важно для них» (We want to instantly connect people everywhere to what’s most important to them).

Что делать в связи с этим, пока не знает никто, но глава Apple Тим Кук недавно заявил, что компания решила отказаться от машинных алгоритмов для отбора новостей на платформе Apple News, поручив это живым редакторам. Новости «стали немного сумасшедшими», заявил Кук, и люди лучше справляются с отсеиванием фейков и материалов, цель которых — разозлить людей. Кроме того, идут большие дискуссии о том, можно ли доверять сайтам сбор и распространение информации о людях, которые на них заходят, и действиях, которые они совершают онлайн: в перспективе можно ожидать введения новых ограничений и ужесточений.

И тут-то на сцену выйдем мы: журнал на приятной на ощупь бумаге, сделанный настоящими людьми под настоящими именами, без «пушей», мигающих баннеров, всплывающей рекламы со звуком из окошек с требованием подписаться, не нуждающийся в источниках питания и не собирающий никакой информации о своих любимых читателях. Мы неизбежно победим.

Фото: Александр Карнюхин для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кто вы, товарищ Сталин? Кто вы, товарищ Сталин?

В поисках автора главного анонимного Telegram-канала

РБК
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Та-ра-ра-бумбия и «Драма железнодорожного билета» Та-ра-ра-бумбия и «Драма железнодорожного билета»

Герой пьесы Чехова «Три сестры» постоянно напевает странную песенку. К чему она?

Наука и жизнь
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Здоровье Здоровье

Гениальные врачи встречаются не только в сериалах

Maxim
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Незнакомые символы Незнакомые символы

Зачем клубам – даже очень популярным – нужен редизайн эмблемы

Ведомости
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
«А он, мятежный, просит бури» «А он, мятежный, просит бури»

Самые опасные места океанов, как смогли их покорить. Беседа с Федором Конюховым

Вокруг света
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
Элементарно, Ватсон: как создавался советский фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Элементарно, Ватсон: как создавался советский фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Как создавался цикл фильмов о знаменитом британском сыщике от Масленникова

Правила жизни
Марками по маркетплейсам Марками по маркетплейсам

Как АКОРТ предлагает поступить с маркировками товаров на маркетплейсах

Ведомости
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
Семь чудес одной страны Семь чудес одной страны

Где найти в России самые инопланетные пейзажи?

Вокруг света
Подводный флот Ирана Подводный флот Ирана

Главная сила ВМС Ирана — подводные лодки

Наука и техника
Почему мы сердимся на стареющих родителей и что с этим делать Почему мы сердимся на стареющих родителей и что с этим делать

Наши родители стареют, а мы заступаем на их место — так уж устроено

Afternoon Seasons of life
Как сохранять по две тысячи рублей каждый месяц: 5 советов по экономии света в квартире Как сохранять по две тысячи рублей каждый месяц: 5 советов по экономии света в квартире

Не только лампочки: неочевидные способы снизить расход электроэнергии

ТехИнсайдер
Путь от телеведущей детских программ до бизнес-тренера и почти губернатора: Нина Зверева Путь от телеведущей детских программ до бизнес-тренера и почти губернатора: Нина Зверева

Нина Зверева — о ключевых жизненных принципах и основах воспитания детей

Inc.
Всем построиться! Всем построиться!

Сергей Кузнецов охотно делится взглядом на архитектуру и урбанистику

Men Today
Как бренд кроссовок Hovers запустил производство в Москве и почему он не работает с маркетплейсами Как бренд кроссовок Hovers запустил производство в Москве и почему он не работает с маркетплейсами

Почему запустить бренд обуви в России сложнее, чем локальную марку одежды?

Inc.
О любви и Дягилеве О любви и Дягилеве

Красота, грация, любовь — что вы увидите в Денисе Родькине и Элеоноре Севенард

Moodboard
Сага мужества и стойкости Сага мужества и стойкости

Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

Монокль
Волна у нас дома Волна у нас дома

Что такое сёрфинг на искусственной волне

Новый очаг
Стоп, снято! Стоп, снято!

Олег Трофим — о причинах всеобщей любви к хулиганам

Правила жизни
Открыть в приложении