Сибирский Джа
Почему дизайнер из Новосибирска делает в Нью-Йорке этническую одежду в африканском стиле
Один из трендов в мировой моде — ultra fast fashion: бренды соревнуются, кто быстрее доведет продукт до полки магазина, выпуская коллекции четыре-шесть раз в год. Но Мария Казакова, основавшая в Нью-Йорке бренд Jahnkoy, во главу угла ставит как раз отказ от конвейерного производства. Ее позиция нашла отклик: проект Казаковой вошел в число финалистов конкурса молодых дизайнеров LVMH Prize, а американский Forbes включил сибирячку в свой список 30 under 30 за 2018 год
В центре Манхэттена, рядом с Центральным парком, расположен один из самых известных и дорогих универмагов с мужской одеждой — Bergdorf Goodman's Men's Store. Если вы подниметесь на третий этаж, то рядом со стендами всемирно известных люксовых брендов обнаружите яркое контрастирующее пятно. Это корнер молодого бренда Jahnkoy, выпускающего спортивную мужскую одежду и обувь, расшитые этническими узорами и вышивкой. Увидеть или купить одежду этой марки не получится ни в одном другом магазине мира: каждая вещь сделана вручную и по индивидуальной задумке. В этом смысл: с помощью своего проекта Мария Казакова пытается противостоять законам мира моды.
Мария родом из Новосибирска и себя называет «сибирским дизайнером». Как делается одежда, она узнала в раннем детстве: у мамы была своя марка одежды. На становление вкуса дизайнера повлияла африканская культура: Казакова собирала вырезки из журналов с материалами об Африке и культурах ее народов. Кроме того, немаловажной частью жизни для Марии стала музыка регги.
После школы Мария поступила на экономический факультет Новосибирского университета. Это казалось самым закономерным выбором, объясняла она в интервью журналу Beinopen: учиться моде в Новосибирске было негде, поступать за рубеж — дорого, а чтобы делать свой проект, надо разбираться в экономике и управлении. По крайней мере, так считала мама Казаковой. Но через два года Мария бросила учебу и перебралась в Москву изучать женскую моду в Британской высшей школе дизайна.
Но и на этом учебная история начинающего дизайнера не закончилась: через год после выпуска Казакова уехала в Лондон и поступила на годовую программу в Central Saint Martins, один из старейших мировых университетов по дизайну. Еще через год переехала Нью-Йорк, чтобы учиться в школе дизайна Parsons. Там она окончила магистерскую программу по изучению взаимосвязи моды и социума.
После выпуска Казакова осталась в Нью-Йорке: живет и работает в бруклинском районе Crown Heights, местном оплоте африканской и карибской культуры. Участников своей команды — сообщества, как называет его сама Мария — она повстречала именно здесь, на улицах и в метро Бруклина.
Деревня нового духа
Первая коллекция марки Jahnkoy появилась на базе выпускной работы Казаковой для Parsons. Сюда же вошел проект, созданный вместе с Puma: кроссовки, расшитые этническими узорами с отсылками к африканской, среднеазиатской и татарской культурам. Название марки — название крымского города Джанкой, написанное с использованием растафарианского имени бога Jah — в переводе с крымско-татарского языка означает «деревня нового духа», говорит Мария.
Одна из главных идей, которую дизайнер заложила в свою марку, — возврат к культурному наследию. Массовая культура свела на нет ценность национальной индивидуальности: люди по всему миру выглядят как копии друг друга, а это неправильно, считает она. Люди теряют связь со своей культурой, традициями национальной одежды, теряют знания и навыки, которые передавались из поколения в поколение. Перед своим проектом дизайнер Jahnkoy поставила цель: восстановить традиционные знания, но в современном исполнении.
Все вещи Jahnkoy сделаны вручную, к их созданию дизайнер привлекает мастеров-ремесленников со всего мира — чтобы поддержать ручной труд и показать родство разных культур. Кроме того, почти все этнические нашивки на одежде марки сделаны из переработанных материалов: Казакова сама вяжет крючком узоры из полиэтиленовых пакетов и расшивает костюмы пайетками, вырезанными из банок Coca Cola.
Внутри системы
На LVMH Prize заявку Казакова подавала сама. Участие в этом конкурсе молодых дизайнеров, большинство из которых делают вполне коммерческие проекты, может выглядеть противоречащим философии Jahnkoy, но это необходимо, чтобы получить возможность представить работу главным людям в индустрии, объясняла Мария журналу Beinopen: «Чтобы менять индустрию, нужно быть в ней, иначе это лай из-за забора».
Такой подход дал результат: благодаря участию в финале конкурса, Казакова познакомилась не только с его судьями, среди которых были Карл Лагерфельд, Фиби Фило и Мария Грация Кьюри, но и с директором мужской моды универмага Bergdorf Goodman Брюсом Паском, при поддержке которого выпустила первую полноценную коллекцию марки.
Ставить производство одежды на конвейер Казакова пока что не хочет: в планах дизайнера — шить вещи на заказ. «Будущее — в локальных мастерских, которые создают свой особый местный продукт, уходящий корнями в их культуру и среду обитания, — говорила она в интервью Bazaar, — Было бы классно, если бы заводы работали с ремесленниками, чтобы одно не исключало другое».
Фото: Getty Images
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl