Роботы на дорогах
Беспилотные автомобили «Яндекса» уже ездят по улицам Москвы

Руководитель подразделения по разработке беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук показывал прототип машины Владимиру Путину осенью 2017 года. Сегодня беспилотные авто «Яндекса» на базе Toyota Prius каждый день ездят в общем потоке на улицах Москвы в тестовом режиме, пока — с испытателем за рулем. «Это крутое чувство, когда ты в первый раз едешь в такой машине», — говорит Дмитрий. Он сам участвовал в тестах — шел перед автомобилем во время тестирования езды за движущимся объектом.
Полищук родился в Архангельске, в 2002 году переехал в Москву, где учился в Институте криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России по специальности «информационная безопасность»: «Это казалось интересным, релевантным, связанным с компьютерами». После окончания учебы Дмитрий устроился программистом в компанию — разработчика приложений для мобильных телефонов «Смартком», которую в 2007-м купил «Яндекс».
С этого момента Дмитрий работает в «Яндексе», за 11 лет он сменил несколько подразделений компании: в частности, руководил разработкой мобильных сервисов «Карты», «Навигатор», «Почта» и других. Когда в 2015-м «Яндекс» выделил в отдельное направление «Браузер», его возглавил Полищук. Он также участвовал в создании инструмента AppMetrica, который позволяет получать разработчикам статистику и аналитику внутри приложений. «Основной опыт я получил в «Картах» и мобильных сервисах», — резюмирует Дмитрий.
Заняться разработкой технологии беспилотного автомобиля «Яндекс» решил в 2016 году. Полищук вспоминает, что был одним из тех, кто «инициировал разговор на эту тему». В процессе обсуждения перспективных направлений в компании ре-шили, что беспилотный транспорт в ближайшем будущем изменит мир и повлияет на организацию логистики в городе, рассказывает Дмитрий. Осенью 2016 года «Яндекс» начал набирать сотрудников для этого проекта; сейчас над ним работают около 100 человек. Размер сделанных и будущих инвестиций в разработку беспилотного автомобиля компания не раскрывает.
«Проблема черного джипа»
«Беспилотные автомобили — это уже не фантастика, а то, что точно случится, мы в этом уверены», — убежден Дмитрий. Появление такого автомобиля на дорогах не будет вызывать удивление уже через пять— десять лет, говорит он, и у «Яндекса» есть шансы стать одним из первых, создавших работающую технологию.
У компании есть несколько прототипов беспилотников на базе Toyota Prius и один на базе Kia Soul. Модель машины не очень важна, главное — это программно-аппаратный комплекс, говорит Дмитрий. Беспилотный автомобиль оснащен камерами, которые «видят» объекты и разметку. На крыше установлено несколько лидаров кругового обзора, сканирующих пространство вокруг автомобиля, и несколько радаров, которые определяют скорость автомобилей и расстояние до них. В машине также есть датчики GPS/ГЛОНАСС и сенсоры, измеряющие, например, скорость вращения отдельных колес. Сенсоры компания закупает готовые: «Нет смысла изобретать велосипед», — говорит Дмитрий.
В мире есть много действующих прототипов беспилотных автомобилей: первопроходцем была компания Google, сейчас собственные автомобили тестируют Tesla, Uber, General Motors, Audi, Volvo и другие компании. В марте 2018 года в США произошло первое ДТП с участием беспилотника со смертельным исходом: в темноте автомобиль Uber сбил женщину, переходившую дорогу в неположенном месте. После этого компания Uber приостановила тестирование своих беспилотных авто.
Полищук предполагает, что ошибку мог допустить встроенный алгоритм автомобиля. С помощью информации с датчиков он строит модель окружающего мира, и именно создание работающего алгоритма основная задача «Яндекса». Беспилотник должен понять, где находится, распознать окружающие объекты — автомобили, пешеходов, светофоры и т.д., предсказать их поведение и следовать по заданному маршруту с учетом ситуации. В каждой из этих задач применяются компьютерное зрение, искусственный интеллект и другие технологии.
За два года работы над технологией в компании выявили много интересных задач, например «проблему большого черного джипа»: во время тестов выяснилось, что лидар плохо видел черные объекты — лазер слабо отражается от черной поверхности, и лидар мог решить, что крупного черного внедорожника перед ним нет, хотя другие сенсоры его видели, говорит Полищук.
Первое видео тестирования беспилотного автомобиля на специальном полигоне «Яндекс» опубликовал в мае 2017 года. В феврале 2018-го появилась запись, как автомобиль едет по заснеженным дорогам района Хамовники неподалеку от офиса компании, разгоняясь до 30 км/ч. «Если вы ездите только на полигоне, то можете научить машину делать это идеально, но как только вы выпустите ее в город, она въедет в препятствие, так как на полигоне нельзя учесть все разнообразие событий», — говорит Полищук.
«Очень аккуратный водитель»
Полигон для беспилотников «Яндекс» строит в Подмосковье, его площадь — 19 га, он «будет выглядеть как отдельный город с дорогами, перекрестками, светофорами», рассказывает Дмитрий. Местонахождение полигона держится в секрете, но до конца 2018 года в «Яндексе» планируют «рассказать о нем подробнее». Сборка, обслуживание и ремонт беспилотников производятся в специальном гараже, точное количество беспилотных машин в компании не раскрывают.
С начала 2018 года одна из них ежедневно выезжает на дороги Москвы, чтобы собирать данные в условиях реального города. «Но ни один человек не сможет обладать таким разнообразием знаний о том, что может происходить на дороге», — говорит Полищук о преимуществах робота-водителя. Все беспилотники делятся знаниями между собой, продолжает он: если одна машина научилась чему-то, столкнувшись с новой для себя ситуацией, это знание «прилетает» на все машины.
Сложность создания технологии управления беспилотным автомобилем состоит еще и в том, чтобы система работала всегда в любых условиях. «Алгоритмы не должны ошибаться, железо не должно подводить. Одно дело, если вы создаете мобильное приложение и оно не работает, зависает, например, на телефоне. И совсем другое, когда полторы тонны металла катятся по дороге — это уже не игрушки», — говорит Полищук. Алгоритм внутри робота-водителя должен учитывать даже то, что другие участники будут нарушать правила дорожного движения, а ему делать это категорически нельзя.
«В конечном итоге вы просто создаете очень аккуратного водителя», — говорит Дмитрий. Робот-водитель подождет, пропустит, уступит: сначала ему будет тяжело, но со временем процент поездок в городе, выполняемых в беспилотном режиме, будет расти и роботам станет проще договариваться друг с другом. Так пропускная способность дорог увеличится, и в конечном счете выиграют люди.
Фото: Дарья Малышева для РБК
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl