Беспилотные автомобили «Яндекса» уже ездят по улицам Москвы

РБКАвто

Роботы на дорогах

Беспилотные автомобили «Яндекса» уже ездят по улицам Москвы

Ирина Юзбекова

Руководитель подразделения по разработке беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук показывал прототип машины Владимиру Путину осенью 2017 года. Сегодня беспилотные авто «Яндекса» на базе Toyota Prius каждый день ездят в общем потоке на улицах Москвы в тестовом режиме, пока — с испытателем за рулем. «Это крутое чувство, когда ты в первый раз едешь в такой машине», — говорит Дмитрий. Он сам участвовал в тестах — шел перед автомобилем во время тестирования езды за движущимся объектом.

Полищук родился в Архангельске, в 2002 году переехал в Москву, где учился в Институте криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России по специальности «информационная безопасность»: «Это казалось интересным, релевантным, связанным с компьютерами». После окончания учебы Дмитрий устроился программистом в компанию — разработчика приложений для мобильных телефонов «Смартком», которую в 2007-м купил «Яндекс».

С этого момента Дмитрий работает в «Яндексе», за 11 лет он сменил несколько подразделений компании: в частности, руководил разработкой мобильных сервисов «Карты», «Навигатор», «Почта» и других. Когда в 2015-м «Яндекс» выделил в отдельное направление «Браузер», его возглавил Полищук. Он также участвовал в создании инструмента AppMetrica, который позволяет получать разработчикам статистику и аналитику внутри приложений. «Основной опыт я получил в «Картах» и мобильных сервисах», — резюмирует Дмитрий.

Заняться разработкой технологии беспилотного автомобиля «Яндекс» решил в 2016 году. Полищук вспоминает, что был одним из тех, кто «инициировал разговор на эту тему». В процессе обсуждения перспективных направлений в компании ре-шили, что беспилотный транспорт в ближайшем будущем изменит мир и повлияет на организацию логистики в городе, рассказывает Дмитрий. Осенью 2016 года «Яндекс» начал набирать сотрудников для этого проекта; сейчас над ним работают около 100 человек. Размер сделанных и будущих инвестиций в разработку беспилотного автомобиля компания не раскрывает.

«Проблема черного джипа»

«Беспилотные автомобили — это уже не фантастика, а то, что точно случится, мы в этом уверены», — убежден Дмитрий. Появление такого автомобиля на дорогах не будет вызывать удивление уже через пять— десять лет, говорит он, и у «Яндекса» есть шансы стать одним из первых, создавших работающую технологию.

У компании есть несколько прототипов беспилотников на базе Toyota Prius и один на базе Kia Soul. Модель машины не очень важна, главное — это программно-аппаратный комплекс, говорит Дмитрий. Беспилотный автомобиль оснащен камерами, которые «видят» объекты и разметку. На крыше установлено несколько лидаров кругового обзора, сканирующих пространство вокруг автомобиля, и несколько радаров, которые определяют скорость автомобилей и расстояние до них. В машине также есть датчики GPS/ГЛОНАСС и сенсоры, измеряющие, например, скорость вращения отдельных колес. Сенсоры компания закупает готовые: «Нет смысла изобретать велосипед», — говорит Дмитрий.

В мире есть много действующих прототипов беспилотных автомобилей: первопроходцем была компания Google, сейчас собственные автомобили тестируют Tesla, Uber, General Motors, Audi, Volvo и другие компании. В марте 2018 года в США произошло первое ДТП с участием беспилотника со смертельным исходом: в темноте автомобиль Uber сбил женщину, переходившую дорогу в неположенном месте. После этого компания Uber приостановила тестирование своих беспилотных авто.

Полищук предполагает, что ошибку мог допустить встроенный алгоритм автомобиля. С помощью информации с датчиков он строит модель окружающего мира, и именно создание работающего алгоритма основная задача «Яндекса». Беспилотник должен понять, где находится, распознать окружающие объекты — автомобили, пешеходов, светофоры и т.д., предсказать их поведение и следовать по заданному маршруту с учетом ситуации. В каждой из этих задач применяются компьютерное зрение, искусственный интеллект и другие технологии.

За два года работы над технологией в компании выявили много интересных задач, например «проблему большого черного джипа»: во время тестов выяснилось, что лидар плохо видел черные объекты — лазер слабо отражается от черной поверхности, и лидар мог решить, что крупного черного внедорожника перед ним нет, хотя другие сенсоры его видели, говорит Полищук.

Первое видео тестирования беспилотного автомобиля на специальном полигоне «Яндекс» опубликовал в мае 2017 года. В феврале 2018-го появилась запись, как автомобиль едет по заснеженным дорогам района Хамовники неподалеку от офиса компании, разгоняясь до 30 км/ч. «Если вы ездите только на полигоне, то можете научить машину делать это идеально, но как только вы выпустите ее в город, она въедет в препятствие, так как на полигоне нельзя учесть все разнообразие событий», — говорит Полищук.

«Очень аккуратный водитель»

Полигон для беспилотников «Яндекс» строит в Подмосковье, его площадь — 19 га, он «будет выглядеть как отдельный город с дорогами, перекрестками, светофорами», рассказывает Дмитрий. Местонахождение полигона держится в секрете, но до конца 2018 года в «Яндексе» планируют «рассказать о нем подробнее». Сборка, обслуживание и ремонт беспилотников производятся в специальном гараже, точное количество беспилотных машин в компании не раскрывают.

С начала 2018 года одна из них ежедневно выезжает на дороги Москвы, чтобы собирать данные в условиях реального города. «Но ни один человек не сможет обладать таким разнообразием знаний о том, что может происходить на дороге», — говорит Полищук о преимуществах робота-водителя. Все беспилотники делятся знаниями между собой, продолжает он: если одна машина научилась чему-то, столкнувшись с новой для себя ситуацией, это знание «прилетает» на все машины.

Сложность создания технологии управления беспилотным автомобилем состоит еще и в том, чтобы система работала всегда в любых условиях. «Алгоритмы не должны ошибаться, железо не должно подводить. Одно дело, если вы создаете мобильное приложение и оно не работает, зависает, например, на телефоне. И совсем другое, когда полторы тонны металла катятся по дороге — это уже не игрушки», — говорит Полищук. Алгоритм внутри робота-водителя должен учитывать даже то, что другие участники будут нарушать правила дорожного движения, а ему делать это категорически нельзя.

«В конечном итоге вы просто создаете очень аккуратного водителя», — говорит Дмитрий. Робот-водитель подождет, пропустит, уступит: сначала ему будет тяжело, но со временем процент поездок в городе, выполняемых в беспилотном режиме, будет расти и роботам станет проще договариваться друг с другом. Так пропускная способность дорог увеличится, и в конечном счете выиграют люди.

Фото: Дарья Малышева для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елена Брусилова Елена Брусилова

Президент сети частных клиник «Медси» про любовь и конфликты в медицине

GQ
Найти путь к изобилию Найти путь к изобилию

Как работает обращение к психологам с запросом на финансовое благополучие

Psychologies
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Остановите, я сойду Остановите, я сойду

Прыгаем с эмоциональных качелей — и убегаем

VOICE
Уже не игрушка Уже не игрушка

Как открыть творческий бизнес и продавать свои изделия

Лиза
ДвуАлександрие ДвуАлександрие

«ДвуАлександрие»: реформы, контрреформы, масоны, декабристы и большевики

Знание – сила
«Чукотка» на воде, ждем «Лидера» «Чукотка» на воде, ждем «Лидера»

Россия последовательно наращивает свою ледокольную группировку

Монокль
Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей» Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей»

Актриса Лиза Моряк — о материнстве, хейте и любви к удобной одежде

Здоровье
Игра или проблема Игра или проблема

Что такое квадробинг и как реагировать родителям на эту субкультуру?

Лиза
Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается

В чем кроется секрет пунктуальности японских поездов?

ТехИнсайдер
Моя гениальная мелодрама Моя гениальная мелодрама

«Моя гениальная подруга»: четвертый сезон экранизации бестселлера Элены Ферранте

Weekend
Женские секреты Женские секреты

Лучшие идеи для обустройства туалетного столика в спальне

Лиза
Вышел из тени Вышел из тени

С какими тенями борется актер Борис Хвошнянский?

Men Today
Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков

Как люди лечились до открытия пенициллина?

ТехИнсайдер
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
Водитель для зомби Водитель для зомби

«Кадавр»: сумрачный турецкий хоррор

Weekend
Открыть в приложении