Центры притяжения: как Wi-Fi и мобильные технологии повлияли на покупателей в ТЦ
Арендные ставки в современных торговых комплексах будут формироваться на особом факторе — привлекательности для посетителей
По данным компании Watcom, в третьем квартале Shopping Index (количество посетителей на 1000 кв. м торговой площади) в торговых центрах Москвы упал на 7%. Основная причина — снижение потребительской активности. Эксперты связывают такое падение с аномально теплой осенью. Однако стоит отметить, что тренд на падение трафика ТЦ характерен в целом для рынка, он долгосрочный и постоянный и не связан исключительно с временными факторами, такими как погода, неблагоприятная экономическая ситуация и т. п. Это более глубинные изменения, которые определят развитие торговли на ближайшее будущее. Этот тренд характерен и для других стран. Так, в 2017 году банк Credit Suisse выпустил аналитический отчет, где предсказал, что 25% всех американских торговых центров могут закрыться к 2022 году.
На радость беби-бумерам
Первый полноценный торговый центр открылся в США в 1956-м в Миннеаполисе. Расцвет формата ТЦ пришелся на 1960-1970-е, когда родители беби-бумеров стекались в торговые центры, рассматривая их как безопасные и комфортные места для проведения досуга. ТЦ значительно выигрывали по сравнению с приходящими в упадок торговыми улицами городов. Последние уступали торговым комплексам по безопасности, чистоте и комфорту для покупателей. Семьи нередко проводили субботние вечера, прогуливаясь по торговым центрам.
Бурный рост ТЦ поддерживался и тем, что развивались пригороды и увеличивалась покупательская способность. Однако в дальнейшем рост числа гипермаркетов, таких как Walmart, и жесткий график жизни самих беби-бумеров, которые уже повзрослели, снизили привлекательность торговых центров как мест для проведения досуга. Также на отток трафика из ТЦ повлиял еще один фактор — развитие Amazon и онлайн-торговли в целом.
В России рынок прошел, по сути, те же стадии развития, однако в более сжатые сроки. Мы начинали с торговых центров, которые просто собирали большое количество магазинов на своей площадке, секретом успеха являлось умение привлечь якорного арендатора и ряд глобальных брендов. Потом в больших ТЦ стали появляться кинотеатры и фуд-корты. Параллельно активно развивались гипермаркеты, которые предлагали широкий ассортимент, в последние годы набирает темп и интернет-торговля. Эти факторы стали влиять на трафик в торговых центрах, что подталкивает их к изменениям.