Немецкие автоконцерны намерены продолжить инвестировать в российский рынок

РБКБизнес

Без пробуксовки

Немецкие автоконцерны чувствуют себя уверенно в России и намерены продолжить инвестировать в рынок, так как видят здесь потенциал роста. Несмотря на тенденцию к снижению продаж в России новых автомобилей, спрос на немецкие легковые модели стабилен. Сбыту коммерческих автомобилей поддержку оказывает госзаказ.

Текст: Иван Некрасов

Эксперты Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) ожидают падения спроса в целом на легковые автомобили в России по итогам 2019 года, по их прогнозам, оно составит около 2,3% к объему продаж 2018-го.

Этот прогноз не относится к большинству моделей немецких авто. Так, по статистике АЕБ, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года BMW и Mercedes-Benz прибавили 19 и 15% соответственно. По данным за январь—октябрь Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz занимают соответственно пятое, 10-е и 11-е места по объемам продаж на российском рынке.

Стабильный интерес

Немецкие автоконцерны чувствуют себя уверенно на российском рынке. В мае 2019 года Mercedes-Benz открыл завод полного цикла по производству легковых автомобилей в России. В Калуге много лет работает завод Volkswagen, который выпускает широкую модельную линейку Volkswagen и Škoda. На мощностях калининградского завода «Автотор» производится отверточная сборка моделей BMW и Audi.

Не снижается также производство грузовиков. «Даймлер КамАЗ Рус» — совместное предприятие концерна Daimler AG и КамАЗа — выпускает в России более 30 модификаций грузовых автомобилей марки Mercedes-Benz, а также грузовики марки Fuso. Грузовое подразделение концерна Volkswagen Truck & Bus, в которое входят такие марки, как MAN и Scania, имеет соглашение о контрактной сборке с группой ГАЗ. Также на мощностях ГАЗа собирают легкие коммерческие автомобили Mercedes Sprinter Classic.

«За годы работы в России мы запустили два завода в Набережных Челнах: один по производству грузовиков Mercedes-Benz и Fuso, второй — новый завод по производству каркасов кабин для грузовых автомобилей Mercedes-Benz и «КамАЗ», который был открыт в мае 2019 года», — рассказал РБК+ Андреас Дойшле, генеральный директор «Даймлер КамАЗ Рус». Грузовое подразделение MercedesBenz в России, по его словам, за все это время инвестировало порядка €300 млн. Эти средства пошли в первую очередь на строительство заводов, их оснащение высокотехнологичным инновационным оборудованием и, конечно, для вывода на рынок нового модельного ряда грузовиков Mercedes-Benz. «В дальнейшем мы продолжим инвестировать в российский рынок, у которого неплохой потенциал для развития», — добавил Андреас Дойшле.

Переменная составляющая

В июле 2019 года правительство России в очередной раз изменило порядок работы автосборочных предприятий. Теперь, чтобы претендовать на заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК), которые гарантируют получение государственных преференций, иностранным концернам необходимо выполнить ряд условий, каждое из которых приравнено к определенному количеству баллов. Например, открытие на заводе цеха по сварке кузова оценили в 400 баллов, а организацию производства роторов — в 200. С 2019 года необходимо набрать не менее 900 баллов, с 2022-го — не менее 1200 баллов, а с 2025 года минимальный порог составит 1400 баллов.

Требования к производителям легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, претендующих на участие в госзакупках, еще жестче. С 2019 года нужно получить 2000 баллов, с 2021-го — 3200, а с 1 января 2023 года — не менее 4500 баллов.

Это уже четвертое радикальное изменение условий производства автомобилей в России с 2005 года. Чтобы ограничить отверточную сборку, когда крупноузловые компоненты доставляются в готовом виде с зарубежного завода-изготовителя, были введены первые требования к минимальному уровню локализации производства. В обмен иностранцы получали право беспошлинного ввоза ряда комплектующих. В 2011 году был расширен перечень технических операций, необходимых для сохранения льгот. В частности, инвесторов обязали организовать в России сварку и покраску кузовов и наладить выпуск основных агрегатов — коробок передач и двигателя. В 2016-м право на льготы привязали к доле российских комплектующих, которую использует производитель, и в очередной раз утвердили список подлежащих локализации узлов и работ. Тогда же в качестве дополнительного «пряника» инвесторам создали благоприятные условия для участия в государственных тендерах.

В целом политику такого стимулирования автопроизводителей эксперты признают успешной. «С момента заключения первых соглашений о промышленной сборке локализация выросла в среднем на 30–40%. Такой результат был достигнут за счет стимулирования локализации средствами государственной поддержки», — подтверждает Татьяна Кофанова, руководитель группы автомобильного сектора компании «Делойт, СНГ».

После кризиса 2014-го и резкого снижения продаж новых авто большинство производителей не стали закрывать заводы в РФ. Так, в строю остались предприятия всех немецких концернов.

«Локализация в любом случае дает удешевление, поддерживает маржинальность продаж. Концерны к тому же получают преференции и льготы по СПИК и могут претендовать на определенную долю госзаказа», — объясняет Ильгиз Баймуратов, вице-президент аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.

Участие в тендерах на госзаказ — значительная преференция, в первую очередь для производителей представительских и коммерческих машин. Особенно если учесть, что, по оценкам аналитической службы «ВТБ Капитала», доля госзаказа в поставках российского автопрома в сегменте легковых автомобилей невелика — 5%. Однако для микроавтобусов и автобусов этот показатель достигает уже 10–15%. У производителей строительно-дорожной техники, по подсчетам Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования, этот показатель еще выше — от 20 до 50% продаж.

Несмотря на снижение покупательной способности, остался относительно стабильным спрос на автомобили низшего и верхнего ценовых сегментов, объясняет Ильгиз Баймуратов ситуацию на российском рынке в целом: «Больше всего пострадал средний ценовой диапазон, уменьшилось число предлагаемых моделей».

Теперь многое будет зависеть от дальнейшей политики правительства по регулированию авторынка. «В настоящий момент еще не окупились все инвестиции начала 2000-х. При этом в 2018–2019 годах иностранные концерны подписали ряд СПИК, взяв на себя обязательства по дополнительным инвестициям в объеме от 10 млрд до 70 млрд руб. В то же время исходя из статистики Росстата, которая также подтверждается комментариями наших клиентов, в 2019 году производство автотранспортных средств сокращается в среднем на 10% по сравнению с 2018 годом. В следующие несколько лет мы не ожидаем существенного роста выпуска, поскольку не прогнозируем заметного увеличения продаж на внутреннем рынке и на экспорт», — делится прогнозами Татьяна Кофанова.

Впрочем, история показывает, что регуляторы рынка могут проявлять гибкость в отношениях с инвесторами. Например, в 2011 году при расчете уровня локализации был введен коэффициент, зависящий от стоимости национальной валюты. Поэтому в 2014 году из-за девальвации рубля требования к промышленным предприятиям были смягчены.

Кроме того, Минпромторг готовит очередную поощрительную меру для компаний, построивших заводы в России. С 2020 года на 70–120% может быть увеличена ставка утилизационного сбора, который используется как барьер на пути импортных автомобилей в страну.

Фото: РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кто они — люди будущего? От поколения альфа до альфа центавра Кто они — люди будущего? От поколения альфа до альфа центавра

Чтобы понять, каким будет завтра, нужно изучать современных детей и подростков

РБК
Режиссер в законе. Какой мы запомним Галину Волчек Режиссер в законе. Какой мы запомним Галину Волчек

Умерла Галина Волчек, одна из основательниц московского театра «Современник»

СНОБ
Каста здесь Каста здесь

Некоторые соображения об устройстве российского общества

Esquire
5 причин, почему мы не говорим о насилии 5 причин, почему мы не говорим о насилии

Терпеть. Молчать. Не выносить сор из избы

Psychologies
«Миром уже правят алгоритмы. Но от этого неуютно» «Миром уже правят алгоритмы. Но от этого неуютно»

Математик Андрей Окуньков — самый молодой обладатель премии Филдса

Огонёк
Монголия, викторианская Англия и гейши: из чего состоит модная вселенная «Звездных войн» Монголия, викторианская Англия и гейши: из чего состоит модная вселенная «Звездных войн»

Вспоминаем костюмы культовой саги «Звездные войны» и их создателей

GQ
Спецназ не догонят Спецназ не догонят

Мэтт Галлахер выяснил, как военные стратегии используются в Кремниевой долине

Esquire
12 слов, помогающих понять итальянскую культуру 12 слов, помогающих понять итальянскую культуру

Что такое аперичена и какое отношение высота колоколен имеет к патриотизму?

Arzamas
Горы свернем Горы свернем

Лез-Арк – место во Франции, где скучать точно не придется

Grazia
Основы правильного завтрака: что есть, что пить Основы правильного завтрака: что есть, что пить

Есть способы сделать пробуждение и утреннюю трапезу приятными и полезными

Maxim
Кто вы, мистер кэроб? Кто вы, мистер кэроб?

С кэробом – альтернативой шоколаду – можно экономить калории и худеть

Худеем правильно
Закончилась «Силиконовая долина» — остроумная и точная хроника уходящего десятилетия. Рассказываем, каким получился финал сериала Закончилась «Силиконовая долина» — остроумная и точная хроника уходящего десятилетия. Рассказываем, каким получился финал сериала

Как интернет-технологии превратились из главной надежды мира в его проклятие

Esquire
Диана Арбенина: «Самый веселый новогодний концерт мы дали для подвыпившей дамы» Диана Арбенина: «Самый веселый новогодний концерт мы дали для подвыпившей дамы»

Диана Арбенина – о том, что делает жизнь женщины максимально осмысленной

Cosmopolitan
Константин и хаос междуцарствия Константин и хаос междуцарствия

Отречение великого князя от престола оказалось удобным поводом для мятежа

Дилетант
Как поддержать здоровье спины? Как поддержать здоровье спины?

Во время беременности позвоночник женщины подвергается колоссальным нагрузкам

9 месяцев
«Какой смысл пить таблетки?»: Сергей Нетиевский рассказал, как похудел на 16 кг «Какой смысл пить таблетки?»: Сергей Нетиевский рассказал, как похудел на 16 кг

Сергей Нетиевский откровенно рассказал о своей борьбе за фигуру

Cosmopolitan
Программирование для детей: когда начать, чему учить Программирование для детей: когда начать, чему учить

Как помочь ребенку освоиться в цифровом мире

Psychologies
Как родители пугают детей и зачем им это надо Как родители пугают детей и зачем им это надо

Физиологи и бихевиористы убеждены, что страх у ребенка формируют родители

СНОБ
Я/Мы — слово года: Юрий Сапрыкин о том, почему завтра мы будем жить лучше Я/Мы — слово года: Юрий Сапрыкин о том, почему завтра мы будем жить лучше

В жизни общества появляется новая волна — волна человечности

Forbes
Тёмный тест, сохраняющий свет Тёмный тест, сохраняющий свет

Новый тест позволит выявить опасное осложнение глаукомы

Здоровье
Супер-женщина Супер-женщина

Ляйсан Утяшева прекрасно справляется со всем своими ролями!

OK!
9 вопросов к… 9 вопросов к…

9 вопросов к Екатерине Акхузиной, главе бренда «Меха Екатерина»

Glamour
Счастье невозможно поймать и угадать Счастье невозможно поймать и угадать

Сергей Гармаш один из самых любимых наших артистов

Добрые советы
Как из одного бара с тремя столами создать компанию с выручкой  500 млн рублей? Бизнес-план сети «Винный базар» Как из одного бара с тремя столами создать компанию с выручкой  500 млн рублей? Бизнес-план сети «Винный базар»

Евгения Качалова: как создать успешный винный бар и масштабировать этот бизнес

Forbes
Николай Николаев: «Активный гражданин», или Как подчинить решение воле меньшинства Николай Николаев: «Активный гражданин», или Как подчинить решение воле меньшинства

Благодаря чему власть добивается эффективности?

СНОБ
Шкала остроты перцев и самый острый перец в мире (обжигающий рейтинг) Шкала остроты перцев и самый острый перец в мире (обжигающий рейтинг)

Хочешь узнать, какой перец самый острый в мире? И насколько он острый?

Playboy
Уши востро: как подобрать подходящие наушники Уши востро: как подобрать подходящие наушники

Чтобы наушники не разочаровали, к их выбору стоит подойти разумно

Популярная механика
Йод: жжёт, разгоняет облака и выявляет некачественный мёд Йод: жжёт, разгоняет облака и выявляет некачественный мёд

Этот химический элемент сопровождает нас практически с рождения

Наука и жизнь
Алина Болотина Алина Болотина

Алина Болотина попала в рейтинг сайта Models.com и топ новых лиц Vogue

Собака.ru
Отмена единого налога, штрафы за маркировку и самозанятые: как изменится жизнь бизнеса в 2020 году Отмена единого налога, штрафы за маркировку и самозанятые: как изменится жизнь бизнеса в 2020 году

Несколько законодательных и налоговых новшеств, которые повлияют на бизнес

Forbes
Открыть в приложении